Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: Комментарий ведущей на присланные материалы
Дата: 28 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
За последние две недели на семинар поступили новые интересные материалы, идеи, предложения. Из писем участников семинара нам стало известно, что многие разработки интересуют учителей, получают хорошие отзывы. Особенно радует то, что некоторые идеи и материалы олимпиады успешно и с высокими положительными результатами активно
воплощаются в вашей педагогической деятельности (предыдущая часть)
Так, например, учитель из Омска Ефимова Ольга Андреевна воспользовалась материалами обучающего тура олимпиады при проведении викторины в своей школе. Причем вопросы были составлены в стихотворной форме. Замечательно, что учителя-биологи выбирают именно такую форму заданий, сами их составляют - это не может не дать хороших результатов.
При подведении итогов семинара (а это время неумолимо приближается) мы планируем систематизировать материалы по разделам.
Уже сейчас имеются статьи для следующих разелов (примерно):
- "Нетрадиционные формы уроков",
- "Классный час, конференция",
- "Экскурсии, практики",
- "Программы факультативов",
- "Исследовательская деятельность учащихся",
- "Дидактические задания",
- "Расширение содержания программы",
- "Копилка народных рецептов",
- "За страницами учебника".
И это замечательно - такой ценный педагогический опыт! Мы очень рады, что учителя были рады не только проявить свое творчество, но и сделать его достоянием многих учителей по всей нашей большой стране.
Хотелось бы прокомментировать материалы, присланные в последнее время.
Итак, учителя-москвичи Овчинникова И.В. и Шляева Е.М. предложили провести обобщающий урок по теме "Цветковые растения" в форме конференции, посвященной лекарственым растениям. Ребята 7 классов обобщали свои знания на примере 9 видов лекарственных растений.
Действительно, если уж лекарственным растениям не нашлось особого места в программе курса биологии растений, то почему бы не систематизировать и обобщать знания на примере лекарственных растений? Это вполне возможно, тем более что в нашем распоряжении теперь есть готовый методический материал.
Такая нетрадиционная форма урока - конференция - является популярной у учителей. Паринская Раиса Михайловна, учитель из Москвы, также использует эту форму. Новая разработка Раисы Михайловны - "Такие знакомые овощи -2"- на это раз посвящена другим культурным растениям: моркови и луку. Надо сказать, что урок "Такие знакомые овощи - 1" (о репе, брюкве и свекле) вызвал большую заинтересованность у участников нашего семинара.
В разделе "Нетрадиционные формы уроков" материалов семинара ДООБ найдет свое достойное место и разработка 3 командных игр для учащихся 6-7 классов, составленная учителем из Новосибирска Кувыкиной Татьяной Михайловной.
Большую помощь учителю в подготовке к уроку может оказать разработка домашних заданий по теме "Значение растений" Чухрий Ольги Юрьевны. Этот материал интересен и полезен тем, что предложены 3 уровня сложности заданий. Хорошо известно, что разноуровневый подход к обучению учащихся способствует лучшему усвоению содержания. В то же время подобных разработок не так много.
Учителя из Омска Лукашенко И.В. и Федорова О.Н. предлагают воспользоваться дидактическими заданиями при изучении лекарственных растений семейства розоцветных. Эти задания направлены на изучение лекарственного значения известных видов растений, а готовая разработка может сократить учителю время на подготовку к уроку.
Ольга Андреевна Ефимова прислала планирование по расширению содержания курса биологии в 6 класса в 13 уроках, причем оригинальность этой разработки заключается в том, что многие сведения о лекарственных растениях представлены в стихотворной форме и в виде загадок. Это, несомненно, способствует повышению заинтересованности детей.
Также Уфимова Ольга Андреевна представила на семинар творческие работы учащихся: реферат о березе, который уже получил заинтересованные отклики учителей, и собранные учащимися рецепты из трав. В этом материале мы увидели как проявление творческой активности учителя, так и результаты поисковой деятельности ребят.
Седова Наталья Николаевна (учитель из Пензы) познакомила нас с разработкой урока-экскурсии в природу, на которой ребята знакомятся с морфологией растений на примере местных видов лекарственных растений. Мы не можем похвастаться (к сожалению) наличием большого разнообразия методических разработок экскурсий, поэтому статья Натальи Николаевны представляет большую практическую ценность.
Учитель из Москвы Паринская Раиса Михайловна продолжила знакомить нас с собственным богатым опытом проведения экскурсий в природу. На этот раз - летняя прогулка, в течение которой дети выполняют какие-то задания, что-то рассматривают, наблюдают.
А как поэтичен язык учителя: "призрачный храм леса", "сверкающие дали", "лиственные своды" и т.д. Во многих школах Москвы в летние месяцы работают летние легеря, и такой материал может помочь учителю организовать отдых детей с большой пользой.
Кузнецова Светлана Игоревна из Кирово-Чепецка представила подробный план работы эколого-биологического лагеря. К сожалению, Светлана Игоревна не сообщила, работал ли уже этот лагерь по данной программе, или это пока только проект. А если опыт работы уже имеется, то хотелось бы узнать, каковы результаты этой работы.
После проведения лагеря Светлана Игоревна предложила провести викторину "Аптека в огороде" и составила вопросы для этой викторины. Примечательно, что многие вопросы - в стихах.
Учитель из Москвы Еремина Татьяна Аркадьевна нашла интересный материал о разведении и свойствах жень-шеня и предложила использовать его в качестве дополнительного в теме "Биотехнология" в 10-11 классе. Действительно, можно признать, что тема "Биотехнология" изложена в школьном учебнике сухо, и дополнительные примеры помогут учителю "оживить" содержание.
Учитель из Москвы Сердюк Валентина Александровна прислала интересные сведения о заболеваниях садовых и огородных растений, их признаках, возбудителях, а также о способах борьбы с ними с помощью нестоев лекарственных растений. В преддверии дачно-огородного сезона эти сведения имеют большую практическую значимость как для детей, помогающих родителям на огороде и в саду, так и для нас, учителей. К сожалению, Валентина Александровна не указала литературный источник и его автора.
А учитель из Москвы Коновалова Ольга Викторовна предложила интересную, на наш взгляд, идею провести с ребятами занятие об использовании лекарственных растений при лечении домашних животных. Ведь большинство детей очень любят своих питомцев, переживают, если им нездоровится, и такая информация может быть очень полезна детям.
Внеурочная деятельность всегда занимает большое место в работе учителя, требует приложения немалых сил, творческого отношения. Наши участники семинара проявили фантазию и разработали ссамые разные внеурочные мероприятия.
Так, например, учитель из Перми Ирина Васильевна Букина составила план конференции "Лекарственные растения", которая предусматривает предварительную подготовку команд юных ботаников, аптекарей, зеленого патруля и других, а также оформление стенда, календаря, выставки. Можно представить, как живо, интересно проходит эта конференция в школе - целое событие!
Татьяна Павловна Битнева из Одинцова поделилась своей разработкой семинара "Лекарственные растения" в 6-7 классах, в рамках которого предполагается фитовикторина и подготовка санбюллетеня. Как сообщила Татьяна Павловна, она организовала в школе Научное общество учащихся, и школьники 9-10 классов приняли участие в интеллектуальном марафоне, посвященном эфирным маслам и их действию на организм.
Апрель - это месяц, на который приходится сразу два экологических праздника - Всемирный день здоровья и Всемирный день Земли. Разработки внеклассных материалов, сделанные участниками семинара ДООБ, могут быть использованы учителями при подготовке к этим Дням.
Наконец, нельзя не сказать о целом "букете" оригинальных идей и практических разработок учителя из Москвы Чураковой Светланы Валерьевны. Одно из предложений - материал к темам "Вид" и "Экологические факторы" в старшей школе.
Действительно, в отличие от 6-7 и даже 9 классов, старшая школа не предоставляет таких богатых возможностей для знакомства учащихся с лекарственными растениями. В данном случае разработка Светланы Валерьевны помогает ликвидировать этот пробел.
В рамках внеурочной деятельности Светлана Валерьевна предложила оригинальные мероприятия: конкурс Паганелей (для 7-11 классов), интеллектуальную межпредметную игру "ГИМН лекарственным растениям" и игру-путешествие "Лестница загадок" (для 3-9 классов).
Учитель той же школы Стунеева Юлия Борисовна внесла дополнение в материалы коллеги - предложила разработку факультативного занятия в старшей школе "Применение лекарственных растений в косметологии и медицине".
Остается порадоваться за учащихся школы 119 г.Москвы - их послеурочное время проходит так интересно, насыщенно и с большой пользой. И все это благодаря творческой активности их учителей.
Желаем всем больших творческих упехов и здоровья!
К списку статей...
|