эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чуракова Светлана Валерьевна, учитель биологии школы 119 г. Москва
Тема: "Лекарственные растения в школьном курсе общей биологии 10-11 кл."
Дата: 20 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию варианты включения темы "Лекарственные растения" в содержание школьного курса общей биологии 10-11 классов.

1) Так в теме "Вид. Критерии вида" для того, чтобы достичь понимания ребятами изучаемого учебного материала, я применяю дидактические карточки, в которых дается описание какого-либо биологического вида и предлагается определить, какие критерии были использованы для характеристики вида.

При выборе растений, предложенных для этой работы, можно остановиться на лекарственных растениях Москвы и Московской области. Таким образом, мы обращаем внимание учащихся на растущих рядом "зеленых лекарей" и способствуем их запоминанию, при этом решая конкретную учебную задачу.

В зависимости от формулировки задания такие карточки могут быть предложены учащимся с разным уровнем подготовки и учебной мотивации.

Например, задание для слабоуспевающих учащихся можно сформулировать следующим образом:

В описании шиповника коричного использованы морфологический, экологический, географический, физиологический и биохимический критерии вида. Определите, где указан каждый из них. На какой критерий преимущественно вы будете ориентироваться, чтобы отыскать это растение в природе? Какой критерий указывает на возможность использования этого растения в народной медицине?

Для учащихся со средним уровнем подготовки задание будет звучать несколько иначе:

Определите, какие критерии вида использованы в описании шиповника коричного. На какой критерий преимущественно вы будете ориентироваться, чтобы отыскать это растение в природе? Какой критерий указывает на возможность использования этого растения в народной медицине?

И, наконец, для высокомотивированных учеников в дополнение к предложенному выше заданию можно добавить следующее:

Сравните описания шиповника коричного, шиповника даурского и шиповника собачьего. Какие критерии определяют невозможность свободного скрещивания этих видов в природе? Какой из трех видов менее ценен как лекарственное растение? Ответ обоснуйте.

Дидактические карточки может составить сам учитель, или можно использовать готовые описания растений в книгах-справочниках. Кроме того, в журнале "Наука и жизнь"в 1986-1990 годах на внутренней части обложки публиковались вполне подходящие для этой цели описания растений.

2) В теме "Общие законы действия экологических факторов" рассматривается закон оптимума. В качестве упражнения по этой теме можно задать следующий вопрос:

Проиллюстрируйте действие закона оптимума на примере:

  1. настойки листьев белладонны, применяемой как болеутоляющее средство при желудочно-кишечных заболеваниях;

  2. экстракта листьев белены черной, применяемого как болеутоляющее и противоспазматическое средство призаболеваниях желудочно-кишечного тракта и паркинсонизме.

Аналогичный вопрос можно задать про любое ядовитое растение, используемое в медицинских целях.

В дополнение можно обсудить важность соблюдения правил сбора и заготовки лекарственных растений, необходимость консультации врача при их использовании.

Надеюсь, мои предложения пригодятся учителям в их работе.

Отзыв Паринской Раисы Михайловны, учитель биологии школа 114 г. Москвы

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель