Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Чуракова Светлана Валерьевна, учитель биологии школы 119 г. Москва
Тема: "Лекарственные растения в школьном курсе общей биологии 10-11 кл."
Дата: 20 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию варианты включения темы "Лекарственные растения" в содержание школьного курса общей биологии 10-11 классов.
1) Так в теме "Вид. Критерии вида" для того, чтобы достичь понимания ребятами изучаемого учебного материала, я применяю дидактические карточки, в которых дается описание какого-либо биологического вида и предлагается определить, какие критерии были использованы для характеристики вида.
При выборе растений, предложенных для этой работы, можно остановиться на лекарственных растениях Москвы и Московской области. Таким образом, мы обращаем внимание учащихся на растущих рядом "зеленых лекарей" и способствуем их запоминанию, при этом решая конкретную учебную задачу.
В зависимости от формулировки задания такие карточки могут быть предложены учащимся с разным уровнем подготовки и учебной мотивации.
Например, задание для слабоуспевающих учащихся можно сформулировать следующим образом:
В описании шиповника коричного использованы морфологический, экологический, географический, физиологический и биохимический критерии вида. Определите, где указан каждый из них. На какой критерий преимущественно вы будете ориентироваться, чтобы отыскать это растение в природе? Какой критерий указывает на возможность использования этого растения в народной медицине?
Для учащихся со средним уровнем подготовки задание будет звучать несколько иначе:
Определите, какие критерии вида использованы в описании шиповника коричного. На какой критерий преимущественно вы будете ориентироваться, чтобы отыскать это растение в природе? Какой критерий указывает на возможность использования этого растения в народной медицине?
И, наконец, для высокомотивированных учеников в дополнение к предложенному выше заданию можно добавить следующее:
Сравните описания шиповника коричного, шиповника даурского и шиповника собачьего. Какие критерии определяют невозможность свободного скрещивания этих видов в природе? Какой из трех видов менее ценен как лекарственное растение? Ответ обоснуйте.
Дидактические карточки может составить сам учитель, или можно использовать готовые описания растений в книгах-справочниках. Кроме того, в журнале "Наука и жизнь"в 1986-1990 годах на внутренней части обложки публиковались вполне подходящие для этой цели описания растений.
2) В теме "Общие законы действия экологических факторов" рассматривается закон оптимума. В качестве упражнения по этой теме можно задать следующий вопрос:
Проиллюстрируйте действие закона оптимума на примере:
-
настойки листьев белладонны, применяемой как болеутоляющее средство при желудочно-кишечных заболеваниях;
-
экстракта листьев белены черной, применяемого как болеутоляющее и противоспазматическое средство призаболеваниях желудочно-кишечного тракта и паркинсонизме.
Аналогичный вопрос можно задать про любое ядовитое растение, используемое в медицинских целях.
В дополнение можно обсудить важность соблюдения правил сбора и заготовки лекарственных растений, необходимость консультации врача при их использовании.
Надеюсь, мои предложения пригодятся учителям в их работе.
Отзыв Паринской Раисы Михайловны, учитель биологии школа 114 г. Москвы
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|