Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Стунеева Юлия Борисовна, учитель биологии школы 119 г. Москва
Тема: Лекарственные растения в косметике и гигиенических средствах
Дата: 20 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Тема "Лекарственные растения" активно внедряется на уроках в разных классах. Но ее можно использовать и в факультативном курсе, при этом значительно расширить материал. Лучше всего проводить занятие с учениками старшей школы.
Тема "Лекарственные растения, применяемые в косметических и гигиенических средствах"
В начале занятия учитель делает мини-обзор по данной теме:
Лекарственные растения являются источником получения лекарственного сырья. В качестве лекарственного сырья используют высушенные, реже свежесобранные части (листья, цветки, плоды, семена, кору, корневище, корни) лекарственных растений.
Фармакологические свойства данных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений (например, алкалоидов, гликозидов, сапонинов, флавоноидов, кумаринов, витаминов, полисахаридов), которые обозначают как действующие вещества.
При сборе лекарственных растений необходимо учитывать сезонную и годичную динамику накопления действующих веществ, а также суточную динамику (максимальное содержание веществ наблюдается в 11-13 часов).
Не надо забывать, что лекарственные растения могут накапливать токсичные вещества. Например, на обочинах дорог в больших количествах в растениях обнаруживается свинец. Поэтому сбор не должен проводиться в местах промышленных выбросов токсичных веществ, в местах радиоактивного загрязнения и т.д.
Лекарственное сырье заготавливают в сжатые сроки, обрабатывают его (сушка, обмолачивание и т.д.). В промышленности из лекарственных растений получают экстракты, которые добавляют в различную продукцию, например в мыло, шампуни, зубные пасты.
Далее учащимся предлагаются этикетки, флаконы, тюбики косметико-гигиенических средств. Они проводят анализ их химического состава, выясняя, экстракты каких растений обычно используются.
Составляется список средств с указанием экстрактов:
- мыла "Лесное" и "Русский лес" - хвойная хлорофилло-каротиновая паста;
- детский шампунь "Дюймовочка" - биологически активный экстракт шпината;
- зубной порошок - экстракт мяты;
- зубная паста "Лесная" - хвойно-каротиновый экстракт;
- зубная паста "Пародонтол" - экстракты тысячелистника и крапивы
и т.д.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в такой рекламируемой продукции, как шампуни "Head & Shoulders", "Ревлон", не содержится никаких экстрактов лекарственных растений.
Следующий этап работы - выяснить, какие вещества содержат экстракты лекарственных растений, какими свойствами они обладают. Например: Мята перечная содержит эфирное масло, основной частью которого служит ментол. Используется в качестве раздражающих и отвлекающих средств.
Крапива двудомная. В качестве сырья используются листья, содержащие дубильные вещества, муравьиную кислоту, витамины С и К, каротиноиды. Витамин К снимает кровоточивость десен. Оказывает антисеборейный эффект.
Ель обыкновенная. Сырьем являются шишки, которые содержат эфирное масло, смолы и дубильные вещества.
Шалфей лекарственный - используются эфирное масло, дубильные вещества, флавоноиды, урсоловая и олеановая кислоты. Используется как стимулирующее средство в шампунях и т.д.
Оформление работы возможно в различных вариантах.
Отзыв Паринской Раисы Михайловны, учитель биологии школа 114 г. Москвы
Отзыв Кузнецовой Светланы Ивановны, учитель биологии и экологии гимназии 1 г. Кирово-Чепецка
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|