Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Лукашенко Ирина Викторовна, Федорова Ольга Николаевна, учителя биологии лицея 74 г. Омска
Тема: Загадки, кроссоврд, карточки для уроков ботаники, тема "Cемейство розоцветных"
Дата: 17 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
На уроках ботаники каждый из нас, так или иначе, говорит о лекарственных растениях. Например, при изучении важнейших представителей семейства розоцветных мы вспоминаем о землянике лесной, малине обыкновенной, шиповнике, боярышнике кровяно-красном. Мы считаем важным, объяснить учащимся значение этих растений.
Говоря о шиповнике мы указываем на следующие особенности: наличие в его плодах витаминов С, В2, К, Р, А (поэтому его широко используют в медицине); шиповник - лучший подвой для выведения культурных роз; используют в косметике; получают розовое масло; шиповник - хороший сторож (его густые заросли вокруг сада могут спасти от зайцев,объедающих кору с плодовых деревьев).
Для сбора плодов лучшее время - начало осени - конец лета. Считается, что больше всего витамин содержится в плодах с красной и оранжевой окраской.
На уроке можно использовать карточки, с одной стороны которой изображено растение, а с другой - дана его краткая характеристика. Так, например, выглядит обратная сторона карточки о шиповнике.
"Шиповник - колючий кустарник из семейства розоцветных. Наиболее богаты витаминами и пригодны для введения в культуру шиповники: майский, иглистый, морщинистый. Размножают их зелеными черенками, корневыми отпрысками и семенами. Зрелые плоды собирают до заморозков, в августе. Сушат их в теплых проветриваемых помещениях, в печах или сушилках при температуре 80-900С.
Срок хранения - 2 года.
Применяют как витаминное средство".
Используем мы на уроках и занимательные моменты, например, заполнение кроссворда.
Кроссворд "Лекарственные розоцветные растения".
По вертикали записать лекарственные растения семейства розоцветных: малина, земляника, кровохлёбка, лапчатка, черёмуха, и по горизонтали получится слово "лекарь".
В качестве интеллектуальной разминки в начале урока мы используем загадки.
Например.
"На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед.
Но не редко льются слезы
Тех кто рвет руками ... "
(розы)
"Буква шипящая, гласная буква, нота,
Назойливое двукрылое насекомое,
Все - дерево с белоснежными пахучими цветами
И вяжущими плодами"
(Черемуха)
"Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое - бородаты, двое - безбороды,
А последний пятый - выглядит уродом.
Только с лева борода, с права нету ни следа"
(Чашелистики шиповника)
Отзыв Чухрий Ольги Юрьевны, учитель биологии НОУ школы Личность г. Москва
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|