эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Седова Наталья Александровна, учитель биологии школа 68, г. Пенза
Тема: Экскурсия на уроке биологии в 6 классе
Дата: 16 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

В курсе "Ботаника, 6 класс" предусматривается проведение весенней экскурсии. Я предлагаю провести ее не только с целью обобщения учебного материала, но и как источник получения знаний о лекарственных свойствах многих растений.

Кроме того, экскурсия имеет практическую направленность:

  1. Изучение состава лекарственных растений своей местности.
  2. Сбор образцов лекарственных трав для гербария, с последующим его использованием.

Экскурсия проходит в несколько этапов.

  1. Подготовительный. На этом этапе учащиеся работают со справочниками, атласом лекарственных растений. Изучаются особенности внешнего строения, лекарственные свойства, применение, изучение экологических особенностей и ареала распространения.

    Кроме того, на этом этапе класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа получает свой маршрутный лист с направлением движения, определитель растений, справочник по лекарственным растениям.

  2. Исследовательский. По ходу маршрута учащиеся не только ищут и определяют лекарственные растения, но повторяют и обобщают морфологические признаки растений, применяют знания полученные по систематике растений.

При знакомстве с морфологией лекарственных растений отмечаются вегетативные и генеративные признаки растения:

  1. Жизненная форма - дерево, кустарник, кустарничек; одно-, дву-, многолетнее растение.

  2. Подземные органы - корневая система; стержневая, мочковатая, подземные побеги: столоны, корневище, клубни, луковицы.

  3. Надземные побеги - высота побега, положение его в пространстве (прямой, приподнимающийся, ползучий, и т.д.), тип побега (удлиненный, укороченный.)

  4. Стебель - форма стебля. Листорасположение - очередное, супративное, мутовчатое.

  5. Лист - простой или сложный, черешковый, сидячий, с прилистниками, без прилистников;

    • по форме пластинки - игольчатый, линейный, ланцетный, овальный, округлый и т.д.;
    • по краю листовой пластинки - цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый;
    • по степени расчлененности пластинки - цельный, тройчато-пальчато-перисто-лопастный, раздельный, рассеченный.

    • Жилкование - перистое, параллельное, пальчатое, дуговидное.

    • Опушение - все растение опушено или нет; опушены отдельные части; опушение густое, редкое.

  6. Цветорасположение - цветки одиночные или собраны в соцветия (кисть, колос, метелка, корзинка, зонтик, головка, щиток, метелка)

  7. Цветок - правильный, неправильный.

    • околоцветник простой - венчиковидный, чашечковидный, двойной - с чашечкой и венчиком;
    • листочки околкцветника свободные или сросшиеся;
    • количество частей околоцветника;
    • тычинки отсутствуют или есть, их число, сросшиеся или свободные;
    • пестики есть или нет, их число, количество столбиков на каждом пестике, число рылец;
    • завязь верхняя или нижняя.

  8. Плод - сухой односемянный (орех, орешек, семянка, зерновка); сухой многосемянный (коробочка, боб, стручок,) сочный (ягода, костянка, и т. д.).

Отзыв Cердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель