Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Седова Наталья Александровна, учитель биологии школа 68, г. Пенза
Тема: Экскурсия на уроке биологии в 6 классе
Дата: 16 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
В курсе "Ботаника, 6 класс" предусматривается проведение весенней экскурсии. Я предлагаю провести ее не
только с целью обобщения учебного материала, но и как источник получения знаний о лекарственных свойствах многих растений.
Кроме того, экскурсия имеет практическую направленность:
- Изучение состава лекарственных растений своей местности.
- Сбор образцов лекарственных трав для гербария, с последующим его использованием.
Экскурсия проходит в несколько этапов.
-
Подготовительный. На этом этапе учащиеся работают со справочниками, атласом лекарственных растений. Изучаются особенности внешнего строения, лекарственные свойства, применение, изучение экологических особенностей и ареала распространения.
Кроме того, на этом этапе класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа получает свой маршрутный лист с направлением движения, определитель растений, справочник по лекарственным растениям.
-
Исследовательский. По ходу маршрута учащиеся не только ищут и определяют лекарственные растения, но повторяют и обобщают морфологические признаки растений, применяют знания полученные по систематике растений.
При знакомстве с морфологией лекарственных растений отмечаются вегетативные и генеративные признаки растения:
-
Жизненная форма - дерево, кустарник, кустарничек; одно-, дву-, многолетнее растение.
-
Подземные органы - корневая система; стержневая, мочковатая, подземные побеги: столоны, корневище, клубни,
луковицы.
-
Надземные побеги - высота побега, положение его в пространстве (прямой, приподнимающийся, ползучий, и т.д.), тип
побега (удлиненный, укороченный.)
-
Стебель - форма стебля. Листорасположение - очередное, супративное, мутовчатое.
-
Лист - простой или сложный, черешковый, сидячий, с прилистниками, без прилистников;
-
Цветорасположение - цветки одиночные или собраны в соцветия (кисть, колос, метелка, корзинка, зонтик, головка, щиток, метелка)
-
Цветок - правильный, неправильный.
- околоцветник простой - венчиковидный, чашечковидный, двойной - с чашечкой и венчиком;
- листочки околкцветника свободные или сросшиеся;
- количество частей околоцветника;
- тычинки отсутствуют или есть, их число, сросшиеся или свободные;
- пестики есть или нет, их число, количество столбиков на каждом пестике, число рылец;
- завязь верхняя или нижняя.
-
Плод - сухой односемянный (орех, орешек, семянка, зерновка); сухой многосемянный (коробочка, боб, стручок,) сочный (ягода, костянка, и т. д.).
Отзыв Cердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|