эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Букина Ирина Васильевна, учитель биологии гимназии 4 им. братьев Каменских г. Перми
Тема: Конференция "Лекарственные растения" 6-7 класс
Дата: 16 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Конференцию желательно проводить в теплое время года, для того, чтобы ребята смогли под контролем учителя заготовить экземпляры лекарственных растений.

Цели:

  1. Углубить знания о ценности лекарственных растений, полученные на уроках биологии.
  2. Сформировать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Выработать экологическую культуру.
  4. Дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Оформление:

  • стенд "Лекарственные растения", таблица-календарь сбора лекарственного сырья,
  • выставка лекарств, получаемых из растений (настойки, мази, капли),
  • "витаминный стол" - морковь, рябина, капуста и т.д.,
  • "фитонциды" - лук, чеснок, редька и др.

Предварительная подготовка.

Класс разбивается на творческие группы:

  • Юные ботаники.
    Цель: Подготовить живые или гербарные экземпляры лекарственных растений, дать им морфологическую характеристику, указать места произрастания.

  • Юные аптекари.
    Цель: Подготовить информацию об истории аптекарства на Руси, фармакологических свойствах лекарственных растений и их влиянии на организм человека.

  • Зеленый патруль.
    Цель: Подготовить информацию о ценных лекарственных растениях, которые находятся на грани исчезновения. Познакомить с правилами сбора растений.

  • Юные цветоводы.
    Цель: Подготовить информацию о комнатных лекарственных растениях. На конференцию приглашаются врач и фармацевт, которые дадут профессиональную оценку лекарственным свойствам растений.

Ход конференции.

  1. Вступительное слово учителя об естественных запасах дикорастущих лекарственных растений.

  2. Юные аптека рирассказывают
    • об истории использования лекарственных растений в России, о роли царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича в развитии медицинских школ, где готовили лекарей, и аптекарских огородов.
    • о современных научных учреждениях, занимающихся изучением лекарственных растений.

  3. Юные ботаники.
    • демонстрируют гербарные или живые экземпляры лекарственных растений.
    • рассказывают об их морфологическом строении, местах произрастания, определяют систематическое положение видов.

  4. Юные аптекари.
    • дают оценку представленных Юными ботаниками лекарственных растений с точки зрения их применения для лечения различных заболеваний.
    • на схему человеческого тела прикрепляют схематические рисунки лекарственных растений, влияющих на определенный орган.

  5. Врач рассказывает об использовании лекарственных растений для профилактики и лечения различных заболеваний человека.

  6. Зеленый патруль.
    • демонстрирует рисунки с изображением лекарственных растений, находящихся на грани исчезновения (горицвет весенний, солодка голая, родиола розовая, женьшень).
    • предупреждает о запрещении сбора этих растений частными лицами.
    • знакомит с правилами сбора и хранения собранного сырья.
    • предупреждает о невозможности сбора лекарственных растений около дорог, об обязятельной работе в перчатках при сборе ядовитых растений и т.д.

  7. Фармацевт демонстрирует лекарства и кратко знакомит с лекарственными растениями, входящими в эти препараты (эфедрин, настойки валерианы, пустырника, корвалол, доктор МОМ, новопассит, мукалтин и т.д.).

  8. Юные аптекари рассказывают
    • о растениях, вырабатывающих вещества фитонциды, губительно действующие на микробов, простейших и вирусов, демонстрируют экземпляры этих растений (лук, чеснок, веточки ели, сосны и др.).
    • о роли витаминов для профилактики многих заболеваний, демонстрируют растения, содержащие различные витамины (с витаминного стола).

  9. Юные цветоводы.
    • рассказывают об аптеке на подоконнике. Называют лекарственные свойства многих комнатных растений.
    • демонстрируют комнатные фитонцидные и лекарственные растения: герань, примулу, пеларгонию, бегонию, лимон, плющ восковой, аспарагус, кактусы, хлорофитум и др.

  10. Учитель. Заключительно слово.

Дегустация витаминного чая с вареньем из витаминных растений.

Отзыв Мешковой Зои Ивановны, учитель биологии школы 69 г. Москва

Отзыв Cердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель