Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: Комментарий ведущей на присланные материалы
Дата: 3 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
В адрес семинара за последние несколько дней поступили весьма интересные материалы, как по содержанию, так и по формам работы (предыдущая часть)
Так, например, Ольга Викторовна Коновалова из Москвы предлагает использовать на уроках в 7 и 9 классах при изучении лекарственных растений и их действия на организм человека работу учащихся в микрогруппах, что, несомненно, повышает творческую активность детей.
Многие учителя-биологи на различных уроках организуют деятельность учащихся в составе небольших групп, так как такая работа существенно повышает результативность обучения. Интересной находкой Ольги Викторовны в данном случае явилось то, что детям были предложены задания, связанные именно с лекарственными растениями.
Учитель из Москвы Татьяна Аркадьевна Еремина напомнила о видеофильме "Тайны заветных трав", который имеется во многих кабинетах биологии, и дала методические рекомендации по работе с этим фильмом. Эти рекомендации могут оказаться полезными для учителей.
Также мы получили возможность ознакомиться с разработками классных часов: "Как стать Неболейкой" в 5 классе (учитель Ольга Юрьевна Чухрий из Москвы) и "Оздоравливание воздуха с помощью комнатных растений" (учитель Вера Ивановна Мелькова из Омска). Выбраны очень интересные и оригинальные темы, предложены необычные приемы.
Надо сказать, что эти разработки уже получили положительные отзывы учителей. Вот только В.И.Мелькова, к сожалению, не сообщила более подробно о роли учащихся в проведении классного часа.
Нетрадиционную форму урока (для 4-6 классов) - викторину-шутку - предлагает учитель из Москвы Чевелева Елена Егоровна. Дети такого возраста всегда с большим интересом воспринимают игровые уроки, и усвоение новых знаний о лекарственных растениях, несомненно, проходит на высоком уровне.
Мы всегда с нетерпением ожидаем и с радостью приветствуем методические разработки практических занятий и экскурсий. Такой материал поступил от учителя из Москвы Раисы Михайловны Паринской ("Биологические прогулки апреля"). Какая замечательная экскурсия, как поэтично дается описание березы, мать-и-мачехи и хвоща - обычных растений средней полосы России.
Читая этот материал, кажется, что вслед за Раисой Михайловной идешь по тропинкам, наблюдаешь весеннюю природу, как-то по-новому смотришь на привычные растения. Здорово! Вот только в текст вкралась, по-видимому, опечатка: хвощ не относится к семейству сложноцветных, так как не является цветковым растением.
Учителя из Омска Ольга Николаевна Федорова и Ирина Викторовна Лукашенко сообщили об опыте проведения занятий кружка "Жизнь растений". Интересна программа кружка. Учителя иногда обращаются с просьбой помочь им разработать программу такой работы. А здесь представлен уже готовый материал. Нас заинтересовала богатая гербарийная коллекция лекарственных растений, которую собирали ученики О.Н.Федоровой и И.В.Лукашенко.
Учитель из Москвы Сердюк Валентина Александровна прислала на семинар "Правила сбора лекарственных растений". Весьма актуально и своевременно!
Порадовали также материлы о возможности получаения учащимися знаний в курсе зоологии. Разработка "Лекарственные растения в курсе зоологии" (Чухрий Елена Егоровна из Москвы) содержит сведения о лечении заболеваний человека, вызываемых животными, с помощью лекарственных растений.
А разработка "Лекарственные растения и животные" (Сердюк Валентина Александровна из Москвы) подробно описывает, как различные виды животных используют растения для лечения. Очень интересный аспект темы! Закономерно, что эти материалы уже успели получить высокую оценку со стороны учителей.
Наконец, учитель из Москвы Чевелева Елена Егоровна увлекательно рассказала о работе экологического общества в своей школе. Представлены разработки научно-практических работ "Фитонцидные свойства комнатных растений" и "Применение эфирных масел при сердечно-сосудистых заболеваниях у детей".
Достоинствами этих материалов являются, на наш взгляд, доступность и информативность использованных методик. Любой учитель может это применить, а любой ученик - выполнить. А проблемы здоровья школьников всегда были и остаются актуальными.
Проведение таких практических работ является, бесспорно, личностно-значимым для исполнителей. И хочется спросить у Елены Егоровны, представлялись ли результаты этих исследований на каких нибудь конференциях окружного и городского уровней.
Таких конференций в настоящее время проводится в Москве много, и такие работы детей заслуживают того, чтобы о них узнали учащиеся не только одной школы. Также хочется предложить учителю направить в печать ученические работы (методические издания (газеты и журналы) охотно принимают и ученические исследовательские работы.
Работа нашего семинара продолжается. Ждем новых поступлений.
К списку статей...
|