эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Битнева Татьяна Павловна, учитель биологии лицея 10 г. Одинцово, Московской области
Тема: "Интеллектуальный марафон"
Дата: 16 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

В нашем лицее существует НОУ (научное общество учащихся). В конце 3 четверти проводился "Интеллектуальный марафон", (химия-биология, учащихся 9-10 классов).

На интегрированном конкурсе мы представили одно из заданий по теме "Лекарственные растения", которые нам подсказал наш конкурсный тур ДООБ. Мы использовали "Полную энциклопедию практической фитотерапии" Т. А. Виноградова и др., М.1998 г.

Задание. Лечебные свойства лекарственных растений зависят от присутствия в них ряда веществ с уникальным фармакологическим действием, т.е. химическая структура вещества определяет фармакологические эффекты.

Группа - эфирные масла

1. Соотнести группы растений с химическими веществами, в них присутствующими.

Химические вещества Группы растений
Цитраль аир, валериана, полынь, липа, пихта, кориандр
Камфора эвкалипт, пижма, лавр, тысячелистник, шалфей
Борнеол померанц, фиалка, лимонник, лимон, мелисса
Цинеол шалфей, тысячелистник, можжевельник

(Двум командам даны карточки с данным заданием. Написаны формулы химических веществ на доске и карточках, в основе вещество изопрен.)

Ответы готовы, заносятся на доску, открывается правильный ответ:
1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - б.

Жюри ставит баллы, участники выполняют задание 2.

2. Практические действия данных веществ:

  • Противомикробное
  • Противовоспалительное
  • Эпителизирующее (ранозаживляющее)
  • Спазмолитическое
  • Отхаркивающее
  • Стимулирующее пищеварительные функции.

К данным группам записать растения, ранее предложенные в задании 1. По их практическому применению. Жюри проверяет работы.

3. Фитомозаика.

Командам представлены наборы иллюстраций данных лекарственных растений под номерами. Узнать растение, поставить номер.

(Другой вариант конкурса: на доске иллюстрации - узнают и называют растения по очереди. Кто больше назовет.)

Жюри подводит общий итог по трем заданиям. Ведущий марафон делает вывод о значении знаний школьного курса химии и биологии. Участники переходят к другому этапу марафона.

(Перед марафоном давалось задние: найти материал о химическом составе лекарственных растений, какие из изученных веществ в курсе химии входят в состав лекарственных растений, найти примеры растений.)

Отзыв Cердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель