Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Битнева Татьяна Павловна, учитель биологии лицея 10 г. Одинцово, Московской области
Тема: "Интеллектуальный марафон"
Дата: 16 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
В нашем лицее существует НОУ (научное общество учащихся). В конце 3 четверти проводился "Интеллектуальный марафон", (химия-биология, учащихся 9-10 классов).
На интегрированном конкурсе мы представили одно из заданий по теме "Лекарственные растения", которые нам подсказал наш конкурсный тур ДООБ. Мы использовали "Полную энциклопедию практической фитотерапии" Т. А. Виноградова и др., М.1998 г.
Задание. Лечебные свойства лекарственных растений зависят от присутствия в них ряда веществ с уникальным фармакологическим действием, т.е. химическая структура вещества определяет фармакологические эффекты.
Группа - эфирные масла
1. Соотнести группы растений с химическими веществами, в них присутствующими.
Химические вещества |
Группы растений |
Цитраль |
аир, валериана, полынь, липа, пихта, кориандр |
Камфора |
эвкалипт, пижма, лавр, тысячелистник, шалфей |
Борнеол |
померанц, фиалка, лимонник, лимон, мелисса |
Цинеол |
шалфей, тысячелистник, можжевельник |
(Двум командам даны карточки с данным заданием. Написаны формулы химических веществ на доске и карточках, в основе вещество изопрен.)
Ответы готовы, заносятся на доску, открывается правильный ответ:
1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - б.
Жюри ставит баллы, участники выполняют задание 2.
2. Практические действия данных веществ:
- Противомикробное
- Противовоспалительное
- Эпителизирующее (ранозаживляющее)
- Спазмолитическое
- Отхаркивающее
- Стимулирующее пищеварительные функции.
К данным группам записать растения, ранее предложенные в задании 1. По их практическому применению. Жюри проверяет работы.
3. Фитомозаика.
Командам представлены наборы иллюстраций данных лекарственных растений под номерами. Узнать растение, поставить номер.
(Другой вариант конкурса: на доске иллюстрации - узнают и называют растения по очереди. Кто больше назовет.)
Жюри подводит общий итог по трем заданиям. Ведущий марафон делает вывод о значении знаний школьного курса химии и биологии. Участники переходят к другому этапу марафона.
(Перед марафоном давалось задние: найти материал о химическом составе лекарственных растений, какие из изученных веществ в курсе химии входят в состав лекарственных растений, найти примеры растений.)
Отзыв Cердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|