Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Ефимова Ольга Андреевна, учитель биологии с элементами экологии школы 4 г. Омска
Тема: Предметные недели биологии
Дата: 30 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Тему "Лекарственные растения" можно расширить в 7, 8, 9 классах. У детей накапливается определенный опыт, знакомство продолжается в основном в выполнении индивидуальных творческих заданий.
В дальнейшем затрагиваются болезни человека их профилактика и лечение. Все знания помогают сохранить здоровье. Для выполнения заданий ребята прибегают к использованию дополнительных источников знаний, в том числе и о нетрадиционных методах лечения.
7 класс
Раздел 1. Покрытосеменные растения
Тема урока: "Многообразие цветковых растений (все семейства)".
Творческая работа.
Составление и защита визитной карточки (герба) изученых семейств цветковых, лекарственных растений.
Оформление: Форзац (рисунок, картинка, легенды, загадки, стихи, состав сборов).
Обобщающий урок. Работа с гербарием "Узнай и раскажи"
Экскурсия. Разнообразие видов цветковых растений их мест обитания, значение.
Тема урока: "Эти полезные сорные растения".
Раздел 2. Сельскохозяйственные растения
Викторина: "Здоровье на грядке" (разработка выслана координатором)
Практическая работа: "Сбор календулы на даче и использование ее при заболеваниях"
Раздел 3. Отделы растений
Тема урока: "Водоросли. Ламинария- источник йода для северян", "Мхи. Использование сфагнума"
Тема урока: "Голосеменные. Фитонциды, их значение для здоровья человека"
Тема урока: "Покрытосеменные"
Вопросы викторины:
-
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы? Ответ: липа, перецвет зеленый, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца
-
У каких растений в качестве сырья используются плоды? Ответ: боярышник, облепиха, шиповник, черника, черепуха, малина, смородина, калина
-
Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? Ответ: беладона, дурман обыкновенный, болиголо пятнистый, лещевина, ландыш майский, наперстянка красная
-
Почему в бане парятся березовым веником? Ответ: Листья березы убивают болезнетворные бактерии
-
Как в лесу обойтись без мыла? Ответ: трутовики, "собачье мыло", зола мыльнянка
-
Чем чистить зубы в лесу? Ответ: древесным углем, мятой, веткой дуба
-
Как спастись от комаров? Ответ: дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи
-
Какое дерево избавляет ноги от пота запаха трещин? Ответ: кора дуба
-
Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой. Ответ: земляника лесная
-
Сок какого растения используют вместо йода, выведения бородавок, моют голову? Ответ: чистотел
-
Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. Ответ: лопух, подорожник
-
Какое комнатное растение используют для лечения нарывов? Ответ: алоэ, коланхоэ
-
Какие растения используют при сердечном приступе? Ответ: настойки ландыша, валерианы, пустырника
-
Какие растения используются как жаропонижающие средства? Ответ: малина, лимон
-
Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? Ответ: плоды черемухи, черешни, подорожника
Предметная неделя биологии и экологии.
1 день. Лекарственные растения. (тематические беседы по классам).
2 день. Ответы на вопросы викторины.
3 день. Экскурсия в природу (земной гербарий, комнатные растения)
4 день. Выставка плакатов, рисунков, сочинений, фотографий.
Тема: "Редкие и исчезающие растения, их значения для человека "
Легенды, истории "Эти загадочные растения "
5 день. Фитобар. Спектакль для учащихся по данной теме.
9класс
Введение. Общий обзор организма человека.
Тема урока: Валеология- наука о долголетии. Болезнь, как отклонение от нормы.
Раздел 1. Опорно- двигательная система.
Тема урока: " Никотин и болезнь стоп-эндортереит
Раздел 2. "Кровь и кровообращение"
Тема урока: "Залог долголетия"
Основополагающий вопрос: "Организм-единое целое"
Связь кровеносной и дыхательной системы, нетрадиционные формы лечения (лечение камнями и драгоценными металлами, фитотерапия, ароматерапия)
Раздел 3. Дыхание (см. выше, можно выстраивать по такому плану все системы)
Раздел 4. Пищеварение.
Тема урока: "Заболевания пищеварительной системы и их лечение с помощью лекарственных растений"
Раздел 5. Обмен веществ и энергии. Выделение.
Тема урока: " Витамины".
Пейте сырые овощные соки.
Сок моркови. От 0,5 литра до 3-4 литров в день. Приводит весь организм в порядок. Улучшает аппетит, пищеварение, структуру зубов. Содержит витамин А и другие. Особенно рекомендуется пить кормящим матерям. Является естественным растворителем при язвах и раковых заболеваниях. Сок предохраняет нервную систему. Сухая кожа- дерматит и другие кожные заболевания, также как и конъюнктивит можно вылечить, употребляя сок.
Сок свеклы. Самый ценный сок для образования красных кровяных шариков, для улучшения состава крови вообще. Ежедневно 0,5 литра. Лечит варикозное расширение вен и сгущение крови. Снижает артериальное давление. Очищающее средство для печени, почек, желчного пузыря, стимулирует деятельность лимфы.
Сок томатов. Кислоты, содержащиеся в соке, необходимы при обменных процессах. Богат свежий сок натрием, кальцием и магнием.
Сок петрушки. Много в нем витаминов А и С. Очень хорошо восстанавливает зрение при напряженной работе глаз. Улучшает сердечную деятельность. При воспалении почек пить нельзя. Количество сока - 1 столовая ложка в день.
Тема урока: " Мочевыделительная система "
Творческая работа - "Лечение почек растениями и диетой"
Салат из сырых овощей и фруктов.
Салат из хрена и яблок. Хрен очищают и натирают на терке, сбрызгивают лимонным соком. Яблоки промывают, очищают и натирают на терке. Добавляют сметану. Хрен 30 гр., яблоко 90 гр., сметана 20 гр.
Салат из цикория. Цикорий и салат промывают и дают стечь воде, нарезают соломкой. Добавляют молотые орехи и промытый изюм, заправляют сметаной. Цикорий 30 гр., салат 20 гр., изюм 10 гр., орехи 10 гр., сметана 20 гр., сахар по вкусу.
Раздел 6. " Кожа"
Викторина о косметике " Свет мой зеркальце скажи"
Блиц- анкета. Определение типа кожи на лице, маски для лица и личные секреты красоты.
Блиц-анкета "Определите тип лица своей кожи" (выберите a, b или c)
Справка: Зона Т - это область, начинающаяся над бровями и заканчивающаяся на кончике носа, имеющая форму буквы Т
-
Ваше лицо блестит или есть ощущение жирности кожи?
- на всем лице.
- в зоне Т
- лишь в некоторых местах
-
На вашей спине, груди или шее появляется сыпь?
- часто
- с последующим появлением болезненной чувствительности
- иногда или никогда
В зоне Т появляются угри или сыпь?
- часто
- иногда или никогда
- с воспалением
-
Поры на вашем лице:
- крупные, неровные, расположены в зоне Т
- комбинация крупных и мелких пор
- мелкие, едва заметные
-
Вызывают ли некоторые применяемые вами очищающие средства покраснение кожи, сыпь или зуд?
- редко или никогда
- иногда
- часто
-
Появляется ли ощущение сухости или жжения кожи после использования масла и других очищающих средств?
- редко или никогда
- иногда
- часто
-
Появляются ли на коже вашего лица сухие, зудящие участки?
- редко или иногда
- иногда
- часто
Подсчитайте буквы. Если у вас больше всего букв "с", то у вас чувствительный тип кожи. Если больше "b", то у вас комбинированный (нормальный) тип кожи. Если больше "a", то у вас жирный тип кожи.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|