эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Ефимова Ольга Андреевна, учитель биологии с элементами экологии школы 4 г. Омска
Тема: Предметные недели биологии
Дата: 30 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Тему "Лекарственные растения" можно расширить в 7, 8, 9 классах. У детей накапливается определенный опыт, знакомство продолжается в основном в выполнении индивидуальных творческих заданий.

В дальнейшем затрагиваются болезни человека их профилактика и лечение. Все знания помогают сохранить здоровье. Для выполнения заданий ребята прибегают к использованию дополнительных источников знаний, в том числе и о нетрадиционных методах лечения.

7 класс

Раздел 1. Покрытосеменные растения
Тема урока: "Многообразие цветковых растений (все семейства)".

Творческая работа.
Составление и защита визитной карточки (герба) изученых семейств цветковых, лекарственных растений.
Оформление: Форзац (рисунок, картинка, легенды, загадки, стихи, состав сборов).

Обобщающий урок. Работа с гербарием "Узнай и раскажи"
Экскурсия. Разнообразие видов цветковых растений их мест обитания, значение.
Тема урока: "Эти полезные сорные растения".

Раздел 2. Сельскохозяйственные растения
Викторина: "Здоровье на грядке" (разработка выслана координатором)
Практическая работа: "Сбор календулы на даче и использование ее при заболеваниях"

Раздел 3. Отделы растений
Тема урока: "Водоросли. Ламинария- источник йода для северян", "Мхи. Использование сфагнума"
Тема урока: "Голосеменные. Фитонциды, их значение для здоровья человека"
Тема урока: "Покрытосеменные"

Вопросы викторины:

  1. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы?
    Ответ: липа, перецвет зеленый, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца

  2. У каких растений в качестве сырья используются плоды?
    Ответ: боярышник, облепиха, шиповник, черника, черепуха, малина, смородина, калина

  3. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными?
    Ответ: беладона, дурман обыкновенный, болиголо пятнистый, лещевина, ландыш майский, наперстянка красная

  4. Почему в бане парятся березовым веником?
    Ответ: Листья березы убивают болезнетворные бактерии

  5. Как в лесу обойтись без мыла?
    Ответ: трутовики, "собачье мыло", зола мыльнянка

  6. Чем чистить зубы в лесу?
    Ответ: древесным углем, мятой, веткой дуба

  7. Как спастись от комаров?
    Ответ: дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи

  8. Какое дерево избавляет ноги от пота запаха трещин?
    Ответ: кора дуба

  9. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой.
    Ответ: земляника лесная

  10. Сок какого растения используют вместо йода, выведения бородавок, моют голову?
    Ответ: чистотел

  11. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе.
    Ответ: лопух, подорожник

  12. Какое комнатное растение используют для лечения нарывов?
    Ответ: алоэ, коланхоэ

  13. Какие растения используют при сердечном приступе?
    Ответ: настойки ландыша, валерианы, пустырника

  14. Какие растения используются как жаропонижающие средства?
    Ответ: малина, лимон

  15. Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника?
    Ответ: плоды черемухи, черешни, подорожника

Предметная неделя биологии и экологии.

1 день. Лекарственные растения. (тематические беседы по классам).
2 день. Ответы на вопросы викторины.
3 день. Экскурсия в природу (земной гербарий, комнатные растения)

4 день. Выставка плакатов, рисунков, сочинений, фотографий.
Тема: "Редкие и исчезающие растения, их значения для человека "
Легенды, истории "Эти загадочные растения "

5 день. Фитобар. Спектакль для учащихся по данной теме.

9класс

Введение. Общий обзор организма человека.
Тема урока: Валеология- наука о долголетии. Болезнь, как отклонение от нормы.

Раздел 1. Опорно- двигательная система.
Тема урока: " Никотин и болезнь стоп-эндортереит

Раздел 2. "Кровь и кровообращение"
Тема урока: "Залог долголетия"
Основополагающий вопрос: "Организм-единое целое"

Связь кровеносной и дыхательной системы, нетрадиционные формы лечения (лечение камнями и драгоценными металлами, фитотерапия, ароматерапия)

Раздел 3. Дыхание (см. выше, можно выстраивать по такому плану все системы)

Раздел 4. Пищеварение.
Тема урока: "Заболевания пищеварительной системы и их лечение с помощью лекарственных растений"

Раздел 5. Обмен веществ и энергии. Выделение.
Тема урока: " Витамины".

Пейте сырые овощные соки.

Сок моркови. От 0,5 литра до 3-4 литров в день. Приводит весь организм в порядок. Улучшает аппетит, пищеварение, структуру зубов. Содержит витамин А и другие. Особенно рекомендуется пить кормящим матерям. Является естественным растворителем при язвах и раковых заболеваниях. Сок предохраняет нервную систему. Сухая кожа- дерматит и другие кожные заболевания, также как и конъюнктивит можно вылечить, употребляя сок.

Сок свеклы. Самый ценный сок для образования красных кровяных шариков, для улучшения состава крови вообще. Ежедневно 0,5 литра. Лечит варикозное расширение вен и сгущение крови. Снижает артериальное давление. Очищающее средство для печени, почек, желчного пузыря, стимулирует деятельность лимфы.

Сок томатов. Кислоты, содержащиеся в соке, необходимы при обменных процессах. Богат свежий сок натрием, кальцием и магнием.

Сок петрушки. Много в нем витаминов А и С. Очень хорошо восстанавливает зрение при напряженной работе глаз. Улучшает сердечную деятельность. При воспалении почек пить нельзя. Количество сока - 1 столовая ложка в день. Тема урока: " Мочевыделительная система "

Творческая работа - "Лечение почек растениями и диетой"

Салат из сырых овощей и фруктов.

Салат из хрена и яблок. Хрен очищают и натирают на терке, сбрызгивают лимонным соком. Яблоки промывают, очищают и натирают на терке. Добавляют сметану. Хрен 30 гр., яблоко 90 гр., сметана 20 гр.

Салат из цикория. Цикорий и салат промывают и дают стечь воде, нарезают соломкой. Добавляют молотые орехи и промытый изюм, заправляют сметаной. Цикорий 30 гр., салат 20 гр., изюм 10 гр., орехи 10 гр., сметана 20 гр., сахар по вкусу.

Раздел 6. " Кожа"
Викторина о косметике " Свет мой зеркальце скажи"
Блиц- анкета. Определение типа кожи на лице, маски для лица и личные секреты красоты.

Блиц-анкета "Определите тип лица своей кожи" (выберите a, b или c)

Справка: Зона Т - это область, начинающаяся над бровями и заканчивающаяся на кончике носа, имеющая форму буквы Т

  1. Ваше лицо блестит или есть ощущение жирности кожи?

    1. на всем лице.
    2. в зоне Т
    3. лишь в некоторых местах

  2. На вашей спине, груди или шее появляется сыпь?

    1. часто
    2. с последующим появлением болезненной чувствительности
    3. иногда или никогда

  3. В зоне Т появляются угри или сыпь?

    1. часто
    2. иногда или никогда
    3. с воспалением

  4. Поры на вашем лице:

    1. крупные, неровные, расположены в зоне Т
    2. комбинация крупных и мелких пор
    3. мелкие, едва заметные

  5. Вызывают ли некоторые применяемые вами очищающие средства покраснение кожи, сыпь или зуд?

    1. редко или никогда
    2. иногда
    3. часто

  6. Появляется ли ощущение сухости или жжения кожи после использования масла и других очищающих средств?

    1. редко или никогда
    2. иногда
    3. часто

  7. Появляются ли на коже вашего лица сухие, зудящие участки?

    1. редко или иногда
    2. иногда
    3. часто

Подсчитайте буквы. Если у вас больше всего букв "с", то у вас чувствительный тип кожи. Если больше "b", то у вас комбинированный (нормальный) тип кожи. Если больше "a", то у вас жирный тип кожи.

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель