Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: Комментарий ведущей на присланные материалы
Дата: 29 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
До окончания нашего семинара остаются уже не дни, а считанные часы. А материалы на семинар продолжают поступать, причем их количество возрастает со все более нарастающей скоростью. И это чудесно! В связи с этим хочется высказать свое мнение по поводу последних статей (предыдущая часть)
Конечно, мы все понимаем, что тема "Лекарственные растения" не очень вписывается в рамки школьной программы. Поэтому радует желание многих педагогов найти место для этой темы как в уроке, так и во внеклассных мероприятиях. И некоторые ваши статьи очень хорошо это иллюстрируют.
Подводить итоги семинара пока рано, но уже сейчас можно сказать, что большинство присланных на семинар материалов посвящено внеклассным мероприятиям - классным часам, занятиям кружка, экскурсиям, исследовательской работе учащихся. И как раз внеурочные мероприятия предоставляют более широкие возможности для творчества, реализации идей, фантазии, как детей, так и учителей.
Поступили предложения от учителей провести классные часы и, соответственно, готовые методические разработки. Роганова Валентина Михайловна из Омска представила материалы к классному час "Здоровье на крыльях пчелы". На этом занятии дети 5 класса знакомятся с видами меда, продуктами пчеловодства, их применением. Примечательно, что материал собрал ученик и сам проводит его с более младшими школьниками. Можно порадоваться за Валентину Михайловну - такого хорошего ученика она подготовила!
Учитель из Москвы Коновалова Ольга Викторовна прислала разработку классного часа в 6-7 классе "О чем поведали названия растений". Приведены подробные сведения о крапиве. Материал нам показался не только интересным, но и полезным детям. Ведь отношение к крапиве у большинства людей не очень хорошее - это растение не отличается красотой, жжется, иногда создает непроходимые заросли. И в то же время это растение, оказывается, необычно и полезно. Такие мероприятия воспитывают в детях интерес к самым обычным, казалось бы, растениям, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Чухрий Ольга Юрьевна из Москвы продолжает нас радовать оригинальными материалами. На это раз - классный час для старших школьников "И вкусно и полезно". В разработке представлены различные рецепты блюд, которые придумывают и готовят из растений команды учащихся во время пребывания в летнем лагере. И в самом деле - и вкусно, и полезно, да и интересно - ведь это соревнование. Но можно, как нам кажется, провести это мероприятие в любом возрасте, и не только в летнем лагере, а во время какого-нибудь школьного праздника (например, "Проводы лета" в сентябре).
Также оригинальной нам показалась и идея Ольги Юрьевны организовать исследование учащихся по теме "Пряности и приправы". Предлагается провести комплексное исследование по 7 направлениям (кому что нравится). Тем учителям, которые заинтересуются этой работой, может оказаться полезен большой список видов растений, которые можно исследовать с разных точек зрения.
Понравилась нам и разработка классного часа "Будьте судьей в споре" (о пользе и вреде сорных растений), которую прислала учитель из Москвы Еремина Татьяна Аркадьевна. Работа проводится в группах, с распределением ролей. В качестве примера Татьяна Аркадьевна привела полынь - как с разных точек зрения можно посмотреть на растение. В процессе спора и обсуждения ребята приходят к правильному пониманию биологических явлений. А главное, они учатся мыслить, отстаивать свою точку зрения, формулировать мысли. А кроме этого, такая форма работы, несомненно, способствует развитию коммуникативной культуры детей.
Также поделились своими разработками внеклассных мероприятий учителя из Омска Федорова Ольга Николаевна и Лукашенко Ирина Викторовна: "В гостях у витаминов" для 5-6 класса (приведены загадки, рецепты блюд) и "Хвойные растения - целители" для 6-7 класса. В этих статьях собраны сведения, которые могут быть использованы учителями и на уроках.
В статье "Из кладовой бабушки-травницы" учителя из Пензы Мирошниченко Татьяны Евгеньевны мы узнали, что компьютерные технологии активно применяются учителями биологии на внеклассных мероприятиях. Идея этого мероприятия такова, что дети на компьютерном слайд-шоу узнают вид лекарственного растения, отгадывают загадки.
Мы знаем, что многие ребята с удовольствием помогают учителю создавать такие компьютерные презентации. Одним из достоинством представленной разработки является, на наш взгляд, четкая постановка задач этого внеклассного мероприятия. С сожалением хочется отметить, что в Москве первоцвет весенний занесен в Красную книгу, поэтому мы, москвичи, не можем рассматривать лекарственное значение этого вида.
Учитель из Москвы Чевелева Елена Егоровна поделилась своим опытом проведения турнира Робинзонов, в котором учащиеся соревнуются в сборе растений для гербария. Эта разработка может быть полезной учителям, так как в ней описано, как правильно собирать гербарий, как оформлять этикетки. Правда, смущает одно обстоятельство: если дети соревнуются, кто больше вырвет растений за отведенное время (пусть даже "правильным" способом, пусть даже широко распространенных видов), хорошо ли это, будет ли это способствовать воспитанию в детях бережного отношения к природе?
Учитель из Москвы Паринская Раиса Михайловна прислала, как и обещала, завершение цикла "Биологические прогулки". На этот раз - осень. Как и в предыдущих разработках этой серии - потрясающе красивый, образный язык изложения. И хотя этот материал имеет косвенное отношение к теме "Лекарственные растения", нам кажется, что многие учителя с удовольствием воспользуются им, так как рассказать так интересно о физиологическом механизме листопада не каждому удается.
Судя по приходящим на семинар отзывам, большой интерес вызывает работа кружков. Подробный план кружковых занятий по теме "Лекарственные растения" разработала и прислала на семинар учитель из Омска Вирютина Марина Васильевна.
Учитель из Москвы Чевелева Елена Егоровна в ранее присланных материалах сообщила об исследовательской работе, проводимой у них в школе экологическим клубом. Многие участники семинара заинтересовались этими разработками. На этот раз Елена Егоровна прислала материалы, которые могут оказать другим учителям помощь в организации работы такого клуба. Это - положение о клубе, план проведения предметной недели. Остается только пожелать всем успехов в таком деле.
Некоторые учителя продолжили знакомить участников семинара с творчеством детей. Так, учитель из Москвы Васина Марина Александровна прислала составленные школьниками песни, стихи и загадки о лекарственных растениях. Чудесно!
Наконец, хочется поблагодарить учителей за работу по сбору некоторых важных сведений о лекарственных растениях. Сердюк Валентина Александровна сообщила о работе подмосковного завода лекарственных средств. Москвичам эти сведения могут оказаться полезными - их можно использовать в теме "Биотехнология" в старшей школе, а можно организовать на этот завод ознакомительную экскурсию. Также Валентина Александровна привела большой перечень культивируемых в России растений. Большое спасибо за эти сведения.
А Чухрий Ольга Юрьевна в своем письме привела большой список народных названий лекарственных растений, собранный учащимися. Действительно, ребятами была проведена огромная поисковая работа, потому что эти сведения разрознены. Большое спасибо Чухрий Ольге Юрьевне за то, что она сделала этот список всеобщим достоянием.
К списку статей...
|