эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Вирютина Марина Васильевна, учитель биологии гимназии 75 г. Омск
Тема: Биологический кружок "Лекарственные растения"
Дата: 28 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

В школах, домах и дворцах творчества, на станциях юных натуралистов организуются кружки, в которых ребята знакомятся с биологическими особенностями лекарственных растений и основами их охраны, с правилами сбора и сушки растительного сырья.

В данном материале я предлагаю программу кружка "Лекарственные растения". Она ориентирована на учащихся различных классов. Руководитель кружка сам определяет формы и методы ведения занятий в соответствии с возрастными особенностями школьников, я же привожу лишь примерное содержание работы.

Вводное занятие

На этом занятии, как правило, решаются организационные вопросы, руководитель проводит беседу на тему "Лекарственные растения в жизни человека", помогает ученикам уяснить те задачи, которые им предстоит решать в кружке.

Изучение морфологии растений

При знакомстве учащихся с морфологией тех или иных лекарственных растений (как и любых других) придерживаются определённой схемы. Отмечают следующие вегетативные и генеративные признаки растения:

  1. Жизненная форма - дерево, кустарник, кустарничек; одно -, дву-, многолетнее растение.

  2. Подземные органы - Корневая система: стержневая, мочковатая; подземные побеги: столоны, корневище, клубни, луковицы.

  3. Надземные побеги - высота побега, положение его в пространстве (прямой, приподнимающийся, ползучий и т. д.); тип побега (удлинённый, укороченный).

  4. Стебель - форма стебля.
    Листорасположение - очередное, супротивное, мутовчатое.

  5. Лист - простой или сложный, черешковый, сидячий, с прилистниками, без прилистников;

    • по форме пластинки - игольчатый, линейный, ланцетный, овальный, округлый и т. д.;
    • по краю листовой пластинки - цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый и т. д.;
    • по степени расчленённости пластинки - цельный, тройчато- пальчато - перисто- лопастный, раздельный, рассечённый.

    Жилкование - перистое, параллельное, пальчатое, дуговидное.
    Опушение- всё растение опушено или без опушения;
    Опушены отдельные части;
    Опушение густое, редкое.

  6. Цветорасположение - цветки одиночные или собраны в соцветия (кисть, колос, корзинка, зонтик, головка, щиток, метёлка).

  7. Цветок - правильный, неправильный.

    Околоцветник простой - венчиковидный, чашечковидный, двойной - с чашечкой и венчиком;
    Листочки околоцветника свободные или сросшиеся;
    Количество частей околоцветника;
    Тычинки отсутствуют или есть, их число, количество столбиков на каждом пестике, число рылец;
    Завязь верхняя или нижняя.

  8. Плод - сухой односемянный (орех, орешек, семянка, зерновка); сухой многосемянной (коробочка, боб, стручок); сочный (ягода, костянка и т. д.)

Изучение лекарственных растений местной Флоры.

На территории Омской области в официальной медицине в качестве лекарственного сырья используется около 60 видов дикорастущих растений, а вот значительные запасы имеют всего около 40 видов.

Заготавливают различные части растений:

  • Почки- берёза повислая, берёза пушистая, сосна обыкновенная;

  • Листья - брусника, толокнянка обыкновенная, подорожник большой, вахта трёхлистная, крапива двудомная, земляника лесная;

  • Трава (стебли с листьями и цветами) - багульник болотный, горец птичий, пастушья сумка, полынь обыкновенная, термопсис ланцетовидный, василистник вонючий, хвощ полевой, чабрец, чистотел большой;

  • Плоды - шиповник иглистый, шиповник даурский, можжевельник обыкновенный, смородина чёрная, черника обыкновенная, боярышник кроваво- красный, боярышник даурский;

  • Корни и корневища- горец змеиный, родиола розовая, бадан толстолистый, одуванчик лекарственный, кровохлёбка аптечная, чемерица Лобеля, валериана лекарственная;

  • Цветки- пижма обыкновенная, тысячелистник обыкновенный.

Для изучения лекарственных растений учащиеся используют гербарный материал. Если его нет, то с отдельными видами растений можно познакомиться в определителях, справочниках, другой соответствующей литературе.

Однако этого мало. Для того чтобы учащиеся хорошо знали местные лекарственные растения, необходимы экскурсии в природу. Здесь ребята учатся безошибочно находить эти растения, пользоваться определителями, справочниками.

Целесообразно также провести экскурсию в аптеку, где школьники могут увидеть растительное сырье, лекарственные препараты из растений, прослушать беседу специалиста о значении лекарственных растений в жизни человека.

Желательно сделать стенд "Лекарственные растения", при оформлении которого использовать гербарный материал, лекарственное растительное сырье и препараты, соответствующую литературу, выписать интересные сведения по применению лекарственных растений в официальной народной медицине.

Хорошо также выпустить газету "Дары природы", в которой учащиеся могут рассказать о лекарственных растениях, произрастающих в окрестностях школа, села, района, республике, о том, как эти растения применяют в медицине, сельском хозяйстве, быту, промышленности.

Изучение экологических особенностей и ареала лекарственных растений.

Для успешных поисков лекарственных растений необходимо знать их экологию, места произрастания этих растений. При изучении экологических особенностей лекарственных растений следует обратить внимание учащихся на признаки приспособленности растения к жизни в лесу, на лугу, в горах и т.д., в определенных растительных сообществах. Желательно провести описание растительности на пробных площадках (размер 1х1 м, 10х10 м. И т. д.).

Обычно каждый вид растений очень неравномерно распредели по обилию. В одних местах ареала из-за благоприятных условий (почвенных, климатических и др.) он может встречаться часто и занимать обширные территории, в других - встречается редко или даже только отдельными экземплярами. Поэтому выявление участков с обильным произрастанием заготавливаемых лекарственных растений имеет практическое значение.

Члены кружка могут выяснить, какие лекарственные растения произрастают в окрестностях школы, очертить границы ареала по каждому виду, определить ориентировочно запасы лекарственного сырья.

Заготовка лекарственного сырья

Заготавливают лекарственные растения в тот период, когда они содержат наибольшее количество биологически активных веществ, определяющих ценность данного растения с медицинской точки зрения.

Так, почки собирают весной, когда они только начинают набухать. Кору заготавливают во время весеннего сокодвижения. В это время кора легко отделяется от древесины. Листья, цветы, траву собирают во время цветения растений, лучше в самом его начале.

Осенью проводят заготовку плодов и семян (в период их полной зрелости). В это же время идёт сбор корней и корневищ. Подземные органы растений также можно заготавливать ранней весной до распускания листьев.

Все надземные части растений собирают только в сухую погоду, так как растения, собранные после дожде или покрытые росой, быстро чернеют и портятся.

При заготовке лекарственных растений следует соблюдать определённые правила:

  • не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории;

  • траву собирать без корней;

  • не обрывать полностью листья с растений;

  • часть цветов оставлять на растении;

  • корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей;

  • почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кустарников.

  • собирают растения в корзины, небольшие ящики, мешки, при этом лекарственное сырьё не следует сильно уплотнять.

  • нельзя собранное сырьё оставлять в таре на ночь. Его сразу же рассыпают на брезенте, ткани, чистом полу и просматривают. Выбирают случайно попавшие растения других видов, органы заготовленного растения, которые не являются сырьём, отмершие и повреждённые части растений, камешки, комки земли и т. д.

  • корневища и корни очищают и промывают холодной водой.

  • сушат лекарственное сырьё в сухих хорошо проветриваемых помещениях - на чердаках, в сушилках, а также в печах, духовках, в тени под навесом.

  • нельзя сушить листья, цветы, траву на солнце. Под действием солнечных лучей лекарственное сырьё теряет своё качество: в нём уменьшается содержание биологических активных веществ, меняется окраска и сырьё становится непригодным для применения. На солнце можно подсушивать сочные плоды, перед тем как загрузить их в печь, духовку или сушилку.

  • при сушке лекарственное сырьё раскладывают тонким слоем. Можно использовать стеллажи, ткани, металлической сетки, натянутые в несколько ярусов на расстоянии 40-60 см друг от друга.

Основной задачей сушки является удаление влаги, и чем быстрее это произойдёт, тем выше качество лекарственного сырья.

Окончание сушки определяют по таким признакам:

  • сырьё становится лёгким,
  • корни, корневища, кора, стебли при сгибании ломаются с треском,
  • листья, цветки, соцветия растираются в порошок, а сочные плоды, сжатые в руке, не слипаются в комок и не мажутся.

Проведение вечеров "Лекарственные растения"

В течение года можно провести 2-3 вечера. Для написания сценария используют сюжеты из мифов, сказок, в которых рассказывается о происхождении лекарственных растений. При оформлении зала используют лекарственные растения местной флоры.

Возле каждого вида помещают этикетку с указанием характерных морфологических признаков растений, ареала, правилам сбора, сушки, применения в медицинской практике. Можно оформить стенд "Лекарственные препараты из растений" и выставку литературы.

Для вечера подбирают занимательные игры, составляют викторины, кроссворды.

Подведение итогов работы кружка за год

Обычно по итогам работы кружка за год проводят семинар. К нему оформляют выставку лекарственных растений (гербарий, открытки, журнальные вырезки).

Учащиеся готовят сообщение о проделанной работе, а также научные доклады, рассказывающие об отдельных видах лекарственных растений.

Наиболее активных членов кружка награждают дипломами, книгами.

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель