эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чевелева Елена Егоровна, учитель биологии школы 1916 г.Москва
Тема: Научно-практическая работа " Применение эфирных масел при сердечно-сосудистых заболеваниях у детей"
Дата: 10 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Хочется представить вам еще одну работу, сделанную ребятами нашей школы и посвященную изучению лечебных свойств эфирных масел. Название работы звучит внушительно, но ее может сделать любой ученик средних классов.

Результаты этой работы использовались в курсе ботаники, при изучении систематики растений (растения, чьи эфирные масла используются, принадлежат семейству Губоцветные - семейству наиболее богатому эфиромасличными видами), морфологии (указать в каких органах растений встречаются эфирные масла: в семействе зонтичные - чаще и большее количество масел в плодах - укроп, анис, кориандр, тмин и др.; семействе губоцветные- в листьях и цветках и т.п.), анатомии - уроки система крообращения, гигиена окружающей среды.

Кроме того ребята получили практические навыки в измерени артериального давления тонометром; теоретические: работа с литературой, постановка эксперимента, обсуждение полученных результатов.

Эфирные масла являются наиболее изученной и значительной частью летучих биологических, активных веществ -фитонцидов. Эфирные масла легко выделяются из растений и испаряются. Состав и дозы эфирных масел легко воспроизводятся, контролируются и унифицируются, нормируются. эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, малотоксичны, доступны и легки в применении для массового использования в различных местах.

Присущие им ароматические свойства создают дополнительные возможности разнообразного воздействия на организм человека. Ассортимент эфирных масел достаточно широк, что позволяет выделять и использовать подходящие смеси по направленному воздействию на микроорганизмы в воздухе, организм человека и желательного аромата.

В качестве изучаемых нами были взяты эфирные масла лаванды настоящей и шалфея мускатного. Для достижения лечебного эффекта (0,7- 1,0 мг масла на 1 куб.метр воздуха - эта концентрация соответствует природной, и при ней не наблюдается аллергических реакций), в распыливатель с расчитанным количеством воды добавляется определенное количество эфирного масла. Ребята распыливают водно-масляную смесь в классе по периметру и диагонали.

Эксперимент проводится в трех классах начальной школы. В одном классе распыливается масло лаванды, в другом масло шалфея мускатного, а в третьем - смесь этих масел. Три класса начальной школы берутся как контрольные, в них не распыливается эфирное масло. Распыливание происходит три раза в день.

У 10-х учеников изучаемых классов (5-х часто болеющих и 5-х более здоровых) измерялось артериальное кровяное давление и пульс. Измерение проводилось ребятами, членами школьного экологического общества, при помощи двух электронных тонометров. Данные записывались в тетрадь наблюдений.

В результате проведенных исследований выяснилось, что применение эфирных масел шалфея мускатного, лаванды настоящей и их комбинации в начальной школе снижают повышенное артериальное давление детей и повышают низкое артериальное давление до нормальных пределов.

У ребят с нормальным артериальным давлением заметного действия не наблюдалось.

Особенно выраженный эффект был отмечен у эфирного масла шалфея мускатного. Так у ребенка с пониженным давлением -Есиповой Ани ( давление до применения 73/47) применение эфирного масла шалфея мускатного вызвало повышение давление до 82/49.

У ребенка с повышенным давлением - Кьосевой Аниты 130/76, использование эфирного масла шалфея мускатного привело к снижению артериального давления до 110/71-115/75. Поэтому эфирное масло шалфея мускатного можно применять для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности сосудистой дистонии и гипертонической болезни.

У остальных эфирных масел терапевтический эффект был менее заметен потому, что среди отобранных детей класса где они применялись не было ребят с выраженным повышенным и пониженным артериальным давлением, т.е. гипер и гипотоников.

Применение эфирных масел лаванды настоящей, шалфея мускатного и их смеси путем распыливания в начальной школе, в терапевтической концентрации 0,7 г/ м3 не вызывает аллергических реакций у детей.

Конечно существует индивидуальная непереносимость некоторыми людьми эфирных масел, и мы первоначально тоже опасались, что у некоторых детей будет аллергические проявления. Однако в связи с тем, что применялись концентрации эфирных масел, соответствующие природным, то аллергических проявлений не наблюдалось.

 

Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии школы 599, г. Москва

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Рогановой Валентины Михайловны, учитель биологии гимназия 139 г. Омск

Отзыв Кузнецовой Светланы Ивановны, учитель биологии и экологии гимназии 1 г. Кирово-Чепецка

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель