Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Ерёмина Татьяна Аркадьевна, учитель биологии школы 1944 г. Москва
Тема: Использование видиофильма "Экологический альманах"
Дата: 6 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
На уроках биологии, раздел растения, в 6-ом или в 7-ом классе при обсуждении вопросов: значение растений в природе и жизни человека, влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир, охрана растений, - можно использовать видеофильмы.
Если у вас в арсенале кабинета есть телевизор, то должны быть и видеокассеты. Одна из них - "Экологический альманах". На этой кассете фильм 2-ой - "Тайны заветных трав". Он как раз то, что нам необходимо, он о лекарственных растениях. В доступной форме, с помощью игровых средств фильм знакомит с некоторыми лекарственными растениями. Действующие лица - старичок-лесовичок, двое детей и собака.
Собака заболела и дети ищут ей лекарство. От аспирина животное отказалось и решили, что поможет ей какая-нибудь трава, вот только вопрос-какая?
На помощь пришёл старичок-лесовичок - хозяин всех трав и цветов. Первая встретилась им Крапива, обожгла мальчика;он ну её мять. А она говорит:
Колюч и хмур крапивы лес, но в зелени моей
Таится множество чудес полезных для людей.
Сумею хвори исцелить,в беде смогу помочь,
Но зря себя не дам губить, ступай невежа прочь.
"Мудрёно найти иную траву, не всем она тайны свои открывает",- объясняет ребятам старичок-лесовичок. Вот, например, Ятрышник, Венерин башмачок, Адонис (Горицвет), Ландыш майский - красота земная, не стоит их рвать, пусть глаз радуют и людям помогают. Есть книга заветная"Тайная сила природы" - полный сборник лекарственных трав. (демонстрируются книги и на страницах разные растения)
А вот Подорожник - необыкновенная трава.
Я готов идти повсюду, по дорогам, по горам.
И везде я нужен буду и всегда полезен вам.
Я шагаю с человеком по Земле не первый круг.
Подорожник неприметный - путешественника друг.
Если ты в походе натёр ногу, порезал палец -приложи его, он поможет.
Дальше идут герои. Не находится трава для четвероногого друга. Старичок-лесовичок рассказывает: "Коровяк(медвежье ухо) - сила его в цветах, у Козлятника листья лечат, Зверобой продырявленный от 99 болезней лечит, Чистотел - бородавник, Ромашка аптечная и собой хороша и полезна."
Мой цветок повсюду вырастает летом,
Как лечить простуду знает он секреты.
Ты его запомни, поклонись пониже.
Вдруг тебе Ромашку врач в рецепт напишет.
А когда же собирать растения? И какую часть?
У мать-мачехи- листья- летом,
у одуванчика - корни - осенью,
у хвоща - пушистые побеги - летом,
у иван-чая - целебные листья - летом.
Что мы видим? Собака ест Пастушьу сумку. Ура! Лекарство найдено. Не попробовать и нам? Ни в коем случае!
Лесовичок ведёт ребят туда, где изготавливают из трав лекарственные препараты и объясняет, что надо знать, какое растение и как применять."Как приготовить зелье - целая наука. Высушить по правилам,мелко нарезать, превратить в таблетки, настойки, мази, капли."
Можно готовый фильм посмотрерь,или с ребятами поиграть, тогда получится урок-ролевая игра.
На этой же кассете есть ещё один фильм "И давайте думать вместе". Отлица лесных обитателей рассказывается о ветренице, хохлатке, сон-траве, ландыше,венерином башмачке, любке двулистной, ятрышнике, кувшинке белой.
Не удивляйтесь, что я в одном случае названия цветов писала с большой буквы, а в другом с маленькой. Не трудно догагаться почему?
Всего доброго.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|