эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чевелева Елена Егоровна, учитель биологии школы 1916 г.Москва
Тема: Научно-практическая работа "Фитонцидные свойства растений"
Дата: 9 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Хочу предложить Вашему вниманию научно-практическую работу, которую ученики нашего школьного экологического общества проводили в этом учебном году. Результаты были отображены на постоянном стенде нашего экологического общества и являлись хорошим иллюстративным материалом в процессе проведения уроков по темам "Размножение бактерий", " Антимикробные свойства растений".

Результаты этой работы очень наглядно показывают антимикробную активность растений. Кроме того школьники очень заинтересованно относятся к работам, выполненным такими же ребятами как они, и к тому же результаты характеризуют классы их родной школы, где они учатся. Также можно эти данные и экстраполировать и на остальные учреждения и даже квартиры.

Дети принимают многие лечебные свойства: антимикробные, желчегонные, противовоспалительные и др., лекарственных растений априори, т.е. веря в основном литературным данным.

Однако для развития научного критического мышления и лучшего запоминания пройденного материала необходимо проводить практические работы, эксперименты, опыты. Вначале ребятами изучается литература по рассматриваемой проблемме , разрабатывается методика проведения работы и конечно возможность применения полученных результатов в повседневной практике.

Использование лекарственных растений в классическом варианте состоит в том, что из них приготовляют настойки, отвары, настои, мази и др., которые потом принимают внутрь или используют для наружного лечения: примочки, повязки, мази на кожу и т.п.

Все знают, что наиболее эффективно и легче предупредить болезнь, а не лечить, а также, что наибольшее количество болезнетворных микрорганизмов находится в помещениях с большим количеством людей: школах, детсадах, больницах и т.п.

В качестве антимикробных средств нами были взяты эфирные масла лаванды настоящей и шалфея мускатного. Для достижения лечебного эффекта ( 0,7- 1,0 мг масла на 1 куб. метр воздуха-эта концентрация соответствует природной, и при ней не наблюдается аллергических реакций), в распыливатель с расчитанным количеством воды добавляется определенное количество эфирного масла. Ребята распыливают водно-масляную смесь в классе по периметру и диагонали.

Эксперимент проводится в трех классах начальной школы. В одном классе распыливается масло лаванды, в другом масло шалфея мускатного, а в третьем-смесь этих масел. Три класса начальной школы берутся как контрольные, в них не распыливается эфирное масло. Распыливание происходит три раза в день.

Через две недели эксперимента в каждом классе: опытных и контрольных ставятся в разных местах 5 чашек Петри с ясопептонным агаром - по углам класса и центре (чашки Петри с мясопептонным агаром можно взять в научных учреждениях или районных, городских СЭС). Чашки Петри открываются на 30 минут, затем закрываются и ставятся в термостат при температуре + 37С на 24 часа.

Установка чашечек Петри в классе

Установка чашечек Петри в классе

Через сутки уже хорошо видны невооруженным глазом все колонии микроорганизмов. Остается теперь подсчитать среднее количество колоний микроорганизмов в каждом варианте (это иллюстрирует еще и скорость размножения бактерий, т.к. первоначально бактерия попавшая на мясопептонный агар видна только в сильный микроскоп, а уже через 24 часа она образует колонию диметром несколько миллиметров, в которой содержатся миллиарды ).

Каждая колония, выросшая в чашке Петри, соответствует одной бактерии бывшей в воздухе класса и упавшей в чашку. Потом по формуле Омелянского можно высчитать количество бактерий на 1 кубический метр воздуха.

В нашем эксперименте число бактерий в контрольных классах колебалось от 13 до 103 в одной чашке, в среднем 28 штук. При обработке маслом шалфея мускатного от 3 до 10 колоний в чашке, в среднем 6 колоний. При обработке маслом лаванды -16 колоний в среднем. При обработке смесью масел-13 колоний.

Выросшие колонии разных вариантов необходимо сфотографировать, для более наглядного показа бактериальной загрязненности классов, т.к. просто цифры менее доходчивы. А когда дети видят чашку Петри с выросшими колониями, покрывающими почти всю поверхность (вариант без обработки-контрольный) и чашку Петри из экспериментального класса (обработка эфирным маслом шалфея), где всего несколько колоний, то сразу становится понятен антимикробный эффект эфирных масел.

Выросшие колонии разных вариантов

Кроме того это можно использовать и в практических целях, для снижения заболеваемости в школах простудными заболеваниями. Правда для этого целесообразнее купить промышленный распыливатель эфирных масел.

Меньшее количество колоний микроорганизмов, по сравнению с контрольными классами было также получено в классе биологии, там не распыливалось эфирное масло, но там выращивается большое количество растений, выделяющих фитонциды (в среднем было получено 7 колоний в чашке Петри), т.е фитонцидный эффект большого числа растений, растущих в кабинете биологии оказался равен фитонцидному эффекту распыливаемому эфирному маслу шалфея мускатного.

Итогом этой работы служит следующий вывод: для очистки воздуха помещений можно использовать как растения, которые выделяют фитонциды, так и наиболее действенную часть фитонцидов-эфирные масла, особенно в тех помещениях где растения не могут норамально расти, в первую очередь, помещения с недостаточным освещением.

 

Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии школы 599, г. Москва

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель