эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чевелева Елена Егоровна, учитель биологии школы 1916, г. Москва
Тема: Викторина-шутка
Дата: 6 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Иногда для объяснения и лучшего усвоения новых и сложныж вещей можно применять шутливые обучающие игры. Дети, да и взрослые тоже, больше узнают когда есть элемент игры, основанной на сходстве по звучанию правильных и неправильных ответов. Викторина рассчитана на школьников 4-6 классов.

Учитель задает вопросы и 4 варианта ответа.

1. Как называется многолетнее травянистое растение высотой 30-70 см, цветущее белыми, иногда розовыми цветками, собранными в щитковидное соцветие. Листья рассечены на многочисленные мелкие доли. Растет повсеместно по лугам,степям. Надземная часть используется как кровостанавливающее средство.

  1. многолистник обыкновенный;
  2. тысячестебельник обыкновенный;
  3. тысячелистник обыкновенный;
  4. столистник обыкновенный.

2. Назовите многолетнее травянистое растение, цветущее ранней весной желтыми цветками . Листья появляются после цветения. Листья крупные, округло-сердцевидные, сверху гладкие, снизу бело-пушистые. Листья используются при болезнях органов дыхания ( от кашля, бронхите и др.)

  1. мать-дочь обыкновенная;
  2. мать-мачеха обыкновенная;
  3. отец-сын обыкновенный;
  4. дедка-бабка обыкновенная.

3. Что это за однолетний растение высотой 10-50 см, растущее как сорняк , имеет характерные треугольные плоды -стручочки. Надземная часть применяется как хорошее кровоостанавливающее средство.

  1. пастушья сумка обыкновенная;
  2. пастуший рюкзак обыкновенный
  3. полевая сумка обыкновенная;
  4. пастуший треугольник обыкновенный

4. Назовите многолетнее травянистое растение высотой 40-120 см. Листья непарноперистые, цветки мелкие темно-вишневые,собраны в овальные небольшие (3-7 см.) цветочные головки на концах прямостоячих стеблей. Растение встречается по сырым лугам, берегам рек.Корневища содержат много дубильных веществ и обладают вяжущим и кровоостанавливающим действием.

  1. кровохлебка лекарственная;
  2. кровоежка лекарственная;
  3. кровососка лекарственная
  4. кровостопка лекарственная

5. Как называется многолетнее травянистое растение с толстым изогнутым темно -бурым снаружи, внутри розовым корневищем. Цветки мелкие розовые, собраны в плотные колосовидные цилиндрические соцветия 5-10 см длиной, расположеные одиночно на концах стеблей высотой до 100- 120 см. Стебли с характерными сухими перепончатыми трубочками-раструбами, охватывающими нижнюю часть междоузлий стебля.Листья цельные продолговатые.

Корневища содержат много дубильных веществ, благодаря чему и применяются как эффективное кровоостанавливающее и вяжущее средство Растение встречается на влажных лугах, по берегам рек и озер.

  1. горец гадючий;
  2. горец извилистый;
  3. горец питоновый;
  4. горец змеиный

6. Назовите однолетнее травянистое растение, с прямым ветвистым стеблем, высотой до 60 см.Листья ланцетные. Пластинка листа часто с бурым пятном на верхней стороне и просвечивающими точками железок. Стебель с красноватыми раструбами.

Цветки мелкие белые , розовые или зеленоватые образуют редкие прерывистые кисти,длиной до 10 см, с поникающей верхушкой. Растет по влажным местам. Растение имеет жгучий вкус. В научной и народной медицине используется надземная часть этого растения как кровоостанавливающее средство.

  1. горец жгучий;
  2. горец острый;
  3. горец перечный;
  4. горец горький

7. Как называется многолетний опушенный полукустарничек с ползучим корневищем и приподнимающимися красноватыми деревенеющими стеблями 30-60 см. Листья темно-зеленые, снизу серо-войлочные с прилистниками. Нижние листья непарноперистые с 5-7 листочками, верхние- тройчатые.

Цветки крупные, темно-красные, с подчашием. Растет по болотам, болотистым лугам. Применяется только в народной медицине, надземная часть и корневище используется как ранозаживляющее и улучшающее обмен средство ( при отложении солей и др.)

  1. сабельник болотный;
  2. кинжальник болотный;
  3. порезник болотный;
  4. ранник болотный.

Принцип игры прост, по нему можно составлять аналогичные викторины , в т.ч. и ребятам. Детям постарше необходимо добавлять в вопрос название семейств, к которому относится растение. Можно использовать и демонстрационный материал: картинки, гербарий и т.п. На мой взгляд не стоит перегружать вопрос ботаническим описанием растения, обязательно следует называть характерные признаки и местообитание растений.

Из лекарственных свойств лучше указать 1-3, благодаря которым растение наиболее широко применяется в научной и народной медицинах. Следует пояснить детям, что многие хорошо известные растения такие как ромашка аптечная , береза белая, тысячелистник обыкновенный и др. применяются при десятках болезней, например зверобой продырявленный- как говорят в народе растение от 99 болезней. Поэтому первоначально, чтобы детям было легче систематизировать растения по их свойствам, лучше приводить основное применение в медицине. Конечно, у каждого может быть свой подход.

 

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Рогановой Валентины Михайловны, учитель биологии гимназия 139 г. Омск

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель