эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Сердюк Валентина Александровна, учитель биологии школы 599, г Москва
Тема: Сбор лекарственных растений
Дата: 6 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

В настоящее время фитотерапия очень популярна среди населения. Много лекарственных трав продается в аптеке, но летом многие виды лекарственных трав собирают ребята и взрослые самостоятельно.

Я считаю, что на уроках, где затрагивается тема лекарственных растений, надо объяснять ученикам не только их применение, но и как правильно собирать, хранить собранные лекарственные растения.

Ребятам необходимо уяснить, что биологически активные, лечебные, вещества в растительном организме накапливаются в различных его частях и в определенные периоды развития растений. Количество лечебных веществ в различные фазы вегетации растения не остается постоянным, иногда колеблется в течение дня.

Время и место накопления лечебных веществ в растении определяет срок его заготовки, так как при не своевременном сборе ценность лекарственных растений будет не значительной.

Учитывая вышесказанное, я предлагаю на уроках давать или общепринятые " правила " или "дополнения" к конкретному изучаемому лекарственному растению.

Сбор и заготовка зависит от группы лекарственного сырья:

  • почки деревьев и кустарников надо собирать, когда они набухли, но еще не начали распускаться;

  • кору заготавливают в период интенсивного сокодвижения в растении;

  • листья собирают незадолго до цветения, а чаще во время цветения (кроме мать-и -мачехи и крапивы, которую вначале скашивают и только после увядания, потери жгучести, листья обрывают);

  • цветки надо собирать в начале их распускания, так как после отцветения они обычно непригодны для лечебных целей;

  • корзинки сложноцветных продолжают цвести во время засыхания, поэтому их собирают когда язычковые цветки расположены горизонтально, а утех растений, где нет язычковых цветков, в начале распускания краевых трубчатых цветков (исключение - арника горная);

  • плоды и семена обычно собирают созревшими (за редким исключением, например, болиголова крапчатого), так как в это время они богаты лекарственными веществами;

  • корневища, клубни и корни выкапывают осенью, в конце вегетационного периода, так как, именно, тогда в них содержится наибольшее количество биологически активных веществ.

Собирать лекарственные растения надо в сухую, ясную погоду, так как увлажненные росой или дождем собранные растения трудно высушить и хранить.

При сборе надо помнить:

  • нельзя пробовать на вкус собираемые растения и класть неядовитые растения с ядовитыми
  • растениями вместе;
  • ресурсы природы не безграничны;
  • при заготовке надземной части растения их надо срезать, не вырывать с корнем;
  • кору снимать желательно только с части ветвей, чтобы не погубить растение.
  • при заготовке надземной части растения их надо срезать, не вырывать с корнем;
  • срывать плоды необходимо так, чтобы не пострадали ветви;
  • кору снимать желательно только с части ветвей, чтобы не погубить растение

После сбора лекарственных растений, необходима их сушка, но перед сушкой необходимо перебрать, удалить примеси других растений. Во время сушки из растений испаряется вода и приостанавливается разрушительная деятельность ферментов на активные свойства лекарственных растений, что позволяет их продолжительное хранение. Сушить растения нужно в тени проветриваемого помещения, раскладывая их тонким слоем.

Большому изменению подвергаются растения при хранении. Хранить надо собранные растения, не сильно измельчая в сухом прохладном помещении в бумажных пакетах или ящиках, выстланных бумагой, матерчатых мешках, в стеклянных банках с притертой крышкой (растения, содержащие эфирные масла).

Сроки хранения у всех растений различны, но в среднем колеблются от 1 до 2лет.

Собирать растения можно только те, которые не занесены в Красную книгу и только в зеленой зоне за чертой города.

После сообщения, ребята видят, что сбор лекарственных растений дело трудоемкое и требует определенных знаний.

 

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Ерёминой Татьяны Аркадьевны, учитель биологии гимназия 1944 г. Москва

Отзыв Чевелевой Елены Егоровны, учитель биологии школа 1916 г. Москвы

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель