эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: Дополнение к уроку по теме "Витамины", обобщающему уроку по теме "Пищеварение".
Дата: 31 марта 2003

Здравствуйте, коллеги!

В недавно пришедших на наш семинар материалах содержатся сведения о содержащихся в лекарственных растениях химических соединениях и их действиии на организм человека. Так, например, Т.П.Битнева (одна из наиболее активных участниц семинара) предложила рассмотреть этот вопрос на примере некоторых представителей семейств бобовых, крестоцветных, и на примере хорошо известных культурных растений, а также показала, как можно это сделать. Татьяна Павловна рекомендует данную разработку "Как остаться здоровым в нездоровом мире" использовать в курсе биологии или экологии в старшей школе.

А учителя из Омска О.Н.Федорова и И.В.Лукашенко не боятся называть эти химические вещества и рассказывать об их воздействии на организм даже на уроках в 6 классе (тема урока "Лекарственные растения Омской области"). Хочется отметить, что данный урок имеет большое познавательное значение: учащиеся не только знакомятся с местными видами растений, но активно познают их лекарственное значение в процессе подготовки соответствующих стендов.

Замечательно, что учителя обращают внимание на этот аспект темы, так как в заданиях олимпиады один из вопросов как раз и посвящен химическим веществам. В отчетах по обучающему туру мы прочитали, что у учащихся 5-7 классах именно этот вопрос, естественно, вызвал наибольшее затруднение.

Но ДООБ замышлялась как олимпиада для разновозрастных команд учащихся. Подбирались как раз такие задания, чтобы и более старшим детям было над чем поломать голову. И оказалось, что большинство команд успешно справились с такого рода заданием, причем в немалой степени благодаря участию старшеклассников.

В свою очередь хочу предложить для ознакомления любопытную, на мой взгляд, статью "Почему клюквенный сок полезнее клубничного". Эта статья была опубликована в журнале "Химия и жизнь", 3, 2001 год.

Дело в том, что ежегодно большинство городских жителей страдают от вирусных простудных заболеваний. Этот год не стал исключением. Так, например, Москву, как и многие другие города России поразила эпидемия гриппа. Одним из наиболее действенных средством от простудных заболеваний считается клюквенный морс.

Многие не задумываются, почему именно клюква так полезна при простудных заболеваниях. А дело, оказывается, в антиоксидантах, свойствами которых обладают многие природные красители растений, витамины, сахара, органические кислоты.

О значении антиоксидантов сообщается в статье. Имея 15-летний опыт работы в области космической биологии и медицины, могу сказать, что в процессе подготовки космонавтов к экстремальным воздействиям медики уделяют большое внимание содержаниюантиоксидантов в их пище.

Изучение темы "Пищеварение" в курсе "Человек" приходится как раз на середину зимы - тот период, когда иммунная резистентность организма человека снижена, и он подвержен раличным вирусным простудным заболеваниям.

К сожалению, приходится признавать, что содержание курса "Человек" не всегда приближено к жизни и часто отстает от современных знаний. Поэтому учителю приходится постоянно осуществлять поиск интересных и современных материалов, которые позволят повысить у учащихся мотивацию к обучению.

Одним из таких материалов может послужить предлагаемая статья. Ее можно использовать учащимися для подготовки к сообщению на уроке по теме "Витамины", экзаменационного реферата, можно предложить обсудить на обобщающем уроке по теме "Пищеварение".

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель