эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Федорова Ольга Николаевна, Лукашенко Ирина Викторовна, учителя биологии лицея 74 г. Омска
Тема: Урок по теме "Лекарственные растения Омской области"
Дата: 31 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

В 6 классе можно провести урок о лекарственных растениях, либо использовать фрагменты предложенного нами урока.

Цели урока:

  • углубить и расширить знания о ценности лекарственных растений;
  • сформировать у школьников бережное отношение и любовь к природе края;
  • дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Задачи урока:

  • познакомить с лекарственными растениями Омской области, правилами их сбора и хранения;
  • рассказать о приготовлении лекарственных препаратов из некоторых растений и особенностях их применения.

Материалы и оборудование:

  • стенд Лекарственные растения Омской области ;
  • стенд Лечение травами ;
  • выставка лекарств, которые получают из растений;
  • таблица-календарь "Сроки сбора лекарственных трав";
  • выставка частей растений, содержащих витамины под названием Витамины (морковь, рябина, капуста и т.д.); выставка под названием Фитонциды (лук, чеснок, редька и т.д.).

Учитель:

Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лечебных препаратов. Около 70 % заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора лекарственных растений.

Среди привычных для нас растений лесов, лугов, полей, много лекарственных. Здесь можно найти лекарства от простуды, болезни сердца и нервной системы, почек и печени. В природной аптеке есть кровоостанваливающие и крововостанавливающие растения, а также растения, которые улучшают аппетит и пищеварение.

Далее следуют сообщения учащихся.

Ученик:

С давних времен человеку были известны лечебные свойства некоторых растений. В Юго-Восточной Азии использовали лекарственные растения еще до нашей эры. В книге о травах, датированной 2600 годом до н.э., перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения.

В России лекарственные травы стали широко применяться в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию.

Петр I также обращал внимание на использование и разведение лекарственных растений. По его приказу во всех крупных городах при военных госпиталях появились аптекарские огороды . Один из таких аптекарских огородов в 1823 году в Санкт-Петербурге был преобразован в императорский ботанический сад, который в 1930 году был передан Академии наук СССР.

Каждое лекарственное растение ценно по-своему. Тысячелистник и сосна, как и другие ароматические растения, выделяют различные летучие вещества. Эти вещества могут убивать болезнетворные микробы, обезболивать, помогать при простуде.

Белена и дурман содержат алкалоиды, а ландыш и наперстянка гликозиды. В больших дозах эти вещества, как правило, ядовиты, а в малых они используются для лечения болезней сердца, нервной системы.

В плодах черники, граната находится большое количество дубильных веществ, которые используют для лечения ожогов. Если у вас отсутствует аппетит, то вам помогут полынь и одуванчик.

Лекарственные вещества могут находится в самых разных органах растения: корне (валериана, репей, хрен), листьях (подорожник, горец, мать-и-мачеха), плодах (шиповник, боярышник).

Учитель:

Рассказывает о целебных свойствах растений, о месте их произрастания, правилах сбора и хранения. Примеры желательно приводить на растениях своей местности. Однако можно заблаговременно приготовить с учащимися сообщения о нескольких лекарственных растениях и предложить им выступить на уроке. Темы для сообщений учитель подбирает по своему усмотрению. Например, можно подготовить сообщения о лопухе и чистотеле.

Ученик:

Чистотел большой (Chelidonium maljus L.) многолетнее травянистое растение из семейства маковых, высотой до 60 см. Корневая система стержневая. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрыт редкими волосками или почти голый. Листья очередные, непарноперистые с 3-5 парами округлых, неравномерно-городчатых долей. Цветки золотисто-желтые, четырехлепестные, правильные, собраны на верхушке стебля и веток в простые зонтики. Плорды- стручковидные коробочки с блестящими черно-коричневыми семенами.

При повреждении из растения выступает едкий оранжевый сок. Цветет в мае июле. Растение ядовито. Это растение можно встретить и в лесу, и на склонах оврага, на берегу реки, а также на мусорных кучах, огородах, во дворах. В траве можно обнаружить алкалоиды, флавониды, сапонины, органические кислоты, эфирные масела, ретинол, аскорбиновую кислоту, смолы, фитонциды.

Препараты сухой травы чистотела большого оказывают выраженное бактерицидное действие, задерживают рост злокачественных опухолей, обладают желчегонным, мочегонным, болеутоляющим и ранозаживляющим свойством. Имеются сведения об использовании отвара чистотела в виде горячих ванн при псориазе (2 столовые ложки травы на 500 мл воды). При этом же заболевании отмечены хорошие результаты у больных при наружном применении 50 %-ного экстракта чистотела, смешанного со свинным жиром, в сочетании одновременным приемом внутрь 20 5-ной спиртовой настойки чистотела.

Наружно препараты чистотела рекомендуются при бородавках, ранах, трофических язвах, экземе, угрях, лишаях. Трава входит в состав желчегонных сборов. Препараты чистотела внутрь принимают лишь по назначению и под контролем врача. Неумелое их использование может вызвать тяжелое отравление.

Лопух войлочный, репейник паутинистый, репей, лопушник (Arktium tomentosum Mill.) двулетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, высотой 60-180 см с толстым маловетвистым длинным стержневым корнем. Листья очередные, широкояйцевидные, цельнокрайние, черешковые, снизу серовато-войлочные. Цветки пурпурно-фиолетовые трубчатые, обоеполые, в шаровидных корзинках, собранных на конце стебля в щитковидное соцветие.

Плоды бурые семянки с летучкой из коротких щетинок. Цветет в июле августе. Это растение можно встретить на лесных опушках, полянах, лугах, по оврагам, канавам, окраинам полей, около жилья в лесной, лесостепной и степной зонах. Корни, листья, семена лопуха содержат разнооблазные лекарственные вещества: полисахарид инулин, каратин, эфирное и жирное масло, белковые и дубильные вещества, алколоиды противоопухолевого действия, эфирное масло, дубильные и другие вещества.

Препараты корней лопуха оказывают мочегонное, противовоспалительное и бактерицидное действие, стимулируют обмен веществ. Применяются при почечно-каменной болезни, начальных формах сахарного диабета. В виде полосканий, примочек и втираний при воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта, экземе, угрях. Экспериментально установлено противоопухолевое действие спиртового экстракта корней при злокачественных новообразованиях и антибактериальное и противовоспалительное свежих листьев.

В народной медицине корни лопуха используют как мочегонно, потогонное, противолихорадочное, болеутоляющее, противоопухолевое, противовоспалительное и кровоочистительное средство. Свежие измельченные листья и сок используют при ссадинах, порезах, ожогах, гнойниках, язвах, воспалении кожи, как желчегонное средство. Отвар семян пьют как слабительное. В косметике водный настой корней и репейное масло (настой корней в растительном масле) втирают в кожу головы для укрепления волос. Корни лопуха съедобны, особенно вкусны печенные или жаренные.

Учитель:

Дает учащимся под запись правила сбора, заготовки и хранения лекарственных растений.

Например.

  1. листья и стебли в наибольшем количестве накапливают целебные вещества во время цветения;
  2. цветки в начале цветения;
  3. плоды в период полного созревания; корни и корневища поздней осенью.

Собирать растения следует только в сухой, солнечный день, после того, как они обсохнут от росы или дождя. Корни и корневища можно выкапывать и в сырую погоду. Цветки и соцветия заготавливают в начале распускания. Листья собирают в период бутонизации и цветения растения. У некоторых растений заготавливают стебли с листьями и цветками (тысячелистник, пустырник, зверобой продырявленный). Растения выдергивать нельзя! Их надо срезать ножом.

Плоды и семена собирают выборочно, по мере их полного созревания. Сочные плоды надо собирать рано утром или поздно вечером. Корни, корневища, клубни заготавливают осенью, после увядания наземных частей. Их осторожно выкапывают, стряхивают землю, промывают в проточной воде и раскладывают на траве или мешковине, чтобы они просохли.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что нельзя собирать растения вблизи дорог. Надо знать ядовитые растения. Собирать их необходимо в перчатках, а после работы тщательно мыть руки с мылом.

Сушить собранные растения надо медленно. Для просушки лекарственное сырье раскладывают на мешковине или чистой бумаге слоем 1-2 см. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, стебли и корни ломаются, плода рассыпаются, не образуя влажных комков.

К уроку можно подготовить сообщение учащегося о лекарственных препаратах, в состав которых входят целебные вещества лекарственных растений.

Ученик:

В состав препарата эфедрин входит трава эфедры хвощевой (применяется, например, при бронхиальной астме, насморке). Из листьев дурмана обыкновенного готовят сигареты астматол, которые также используют при бронхиальной астме. Корни алтея армянского используют для получения препарата мукалтин (отхаркивающее средство). Из корней соложки голой получают препарат ликвиритон для лечения язвенной болезни. Также можно продемонстрировать препараты корвалол, настойку валерианы и пустырника.

Затем учитель организует беседу о лекарственных растениях, попавших в Красную книгу: горицвете весеннем, солодке голой и других. Многие лекарственные растения (ландыш, подснежник, калина, облепиха) варварски истребляются для продажи.

Закончить урок можно на мысли о том, что лекарственная флора наше национальное богатство, бесхозяйственное, потребительское отношение к которому преступно.

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель