EDULAND ::: Стань совершеннее в стране Образования  
     

 

 

Обновление:

 

 

 


BannerPoint
 

Дистанционный семинар-практикум "Ангельские ДОО"

Что нам стоит, ДОО построить?..

Письмо 9. Ангельские ДОО: разработка олимпиады ч.1

Будем считать, что команды собраны, роли (основные) в командах распределены. Т.е. в командах (обычно мы это называем "инициативная группа" - ИГ) есть:

1) координатор олимпиады - вы
2) ведущий олимпиады - 1-2 учителя-предметника (лучше 2 чем 1)
3) ведущий семинара - 1-2 учителя-предметника (лучше 1 чем 2)
4) как необязательный вариант - помощники и сочувствующие (например, ответственный за дополнительное практическое задание, если этим не занимается со-ведущий олимпиады)

Необходимо понимать, что ведущий олипиады - это человек, который отвечает за обучающий и конкурсный этапы, но это не означает, что он не может принмать участие в подготовке семинара. И наоборот, ведущий семинара несет, как говорится, бремя ответсвенности за семинар, но может принмать участие и в придумывании вопросов к тем или иным турам...

Иными словами - подготовка олимпиады - сугубо коллективный процесс.

Для его реализации мы обычно создаем лист рассылки ИГ = дискуссионную группу. Исторически сложилось, что мы чаще всего используем сервис http://groups.yahoo.com/ (Яхогрупс). Он привлекателен тем, что

  1. мы сами не грузимся техническими вопросами организации нормального листа рассылки;
  2. сервис не только рассылает письма всем членам ИГ, но и сохраняет их у себя на сервере (т.е. ведет своего рода архив переписки);
  3. позволяет управлять подпиской.

С одной стороны, может показаться, что можно просто рассылать письма нескольким адресатам (как это мы делаем на данном семинаре). Но специализированный сервис удобнее по причинам 2-го и 3-го пунктов. Архив ведется автоматически, на стороннем сервере (дополнительный фактор обеспечения сохранности информации), в лист могут попасть только доверенные майлы (т.е. никаких чужаков), можно подписать несколько майлов (например, рабочий и домашний; при этом письма из листа могут приходить только на рабочий, но отвечать в лист вы сможете и из дома) и т.д. Часто участники дискуссии забывают нажимать "ответить всем", а жмут "ответить отправителю"... В общем есть плюсы.

К тому же для "домашенго" пользования сервис бесплатный. Недостатки бесплатности, например, в том, что нельзя за 24 часа подписать боольше 10 майлов на лист... Но собственно в ИГ редко бывает больше 10 человек...

С техническим обеспеченим ясно. Далее организационное.

Обычно мы поступали так: согласована тематика олимпиады, все члены инициативной группы (включая и координатора, который может в предмете и ничего не понимает, но по сети, как вариант, чаще ходит и может тоже предложить какие-то где-то виденные, когда-то слышанные вопросы и т.п.) начинают присылать в лист свои варианты вопросов, заданий и т.п.

Координатор устанавливает некоторый срок для этого и по его истечении ведущий олипиады (вот где бремя его ответсвенности) должен обобщить эту "кучу-малу": отсеять заведомо не интересные вопросы, сгруппировать по подтемам и т.п. Вобщем проанализировать. В итоге может вырисоваться структура вопрсов обучающего и конкурсного туров, направление/тематика дполнительных заданий.

Если вы помните, обучающий тур - это подготовка к конкурсному, своего рода репетиция. Поэтому хорошо, если вопросы некоторым образом (по тпологии) будут идентичны в обоих турах. Например, и там и там будет кроссворд; и там и там будут вопрос, связанный с историей; и там и там будет вопрос, связанный с учеными в соответсвующей области и т.д.

Всего вопросов хорошо бы набрать 5-9 штук (на каждый этап). Мы помним, что ДОО проводится не только ради нахождения ответов на вопросы, поэтому совершенно неразумно делать их очень большим. Это же не ЕГЭ :-)

Естественно, я предлагаю вновь обратиться к сайтам проведенных олимпиад, что бы посмотреть "типологически" одинаковые вопросы обучающего и конкурсных туров (если я все-таки не очень понятно объяснил тут):

  • ДООБ-2003: обучающий тур и конкурсный тур
  • ДООГ-2002: обучающий тур и конкурсный тур - в этой одимпиаде вопросы даже собраны по группам: "Изучение климата и погоды: народные приметы и приборы", "Геоклиматические зависимости", "Явления погоды" и "Неземная погода (дополнительное задание от инопланетян)".

Вопросы дополнительных заданий могут обсуждаться, как в рамках основного обсуждения, так и целенаправленно - отдельно. Например, в ДООБ-2005 в куче вопросов (если помните, по теме "домашние животные") встретились несколько, связанных с клопами-комарами... Сначал они отсеялись, но потом решено было "копнуть" в эту сторону целенаправлено. В результате "копания" одна из коллег сделала специальную подборку вопросов по этой узкой теме и выбрала из нее 5 более привлекательных, которые и стали дополнительным заданием.

Еще раз напомню смысл "дополнительных" заданий.

В ДОО не ставится целью только проверить знания учащихся. Мы хотим активизировать их познавательную активность... или как это сказать более литературно? :-) Дополнительные задания - это дополнительные шансы команды на успех. Например, не получилось хорошо ответить на вопросы конкурсного тура, набрали мало баллов. Это не повод грустить, есть дополнительные задания, где можно еще заработать. Победить можно не только наличием "мешка" знаний в голове, но и усердием, настойчивостью, желанием этот "мешок" наполнять.

Именно поэтому очень хорошо иметь в ДОО 1-2 дополнительных задания. Причем хорошо бы, что бы они были как-то практикоориентированные. Например, "заморозь камень" (ДОО по Географии на тему "Литосфера и рельеф") и т.п.

Кстати, когда я говорю "вопросы олимпиады" я понимаю "вопросы + ответы". Т.е. при постановке задачи ведущим хорошо бы на это обратить внимание - в общую "кучу" принимаются вопросы вместе с ответом.

Также прошу обратить внимание, что ответ организаторов должен быть кратким, по существу. Т.е. в большинстве случаев удается подобрать такие задания, где учащиеся могут в ответе представить довольно объемную информацию (степень ее детализации зависит от них самих). Ну, грубо говоря вопрос "сколько будет дважды два" мало привлекателен для ДОО, т.к. ответ довольно однозначен и тривиален. В отличие, скажем, от вопроса о причинах разной выраженности оврагообразования на Кольском полуострове и Среднерусской возвышенности... Тут можно порассуждать.

Организаторы же олимпиады дают краткий ответ, что бы можно было идентифицировать правильность/неправильность ответа. А более развернутые ответы участников потом оцениваются дополнительным баллами...

Также, думаю, понятно, что на этапе подготовки олимпиады подбираются иллюстративный материал к вопросам/ответам и т.п. Ну, в зависимости от обстоятельств. Очень часто ведущие "скидывают" в "кучу" хорошие с содержательной стороныт вещи, но технологически малограммотные (например, картинки в Ворде или картинки в графическом файле неадекватных параметров - ну, как отсканируют 300dpi лист А4, так и шлют в bmp... :-)

В общем, задача координатора (или техннических помощников) привести материалы в технологически граммотный вид. Что бы можно было и по майлу отправлять и на сайте выкладывать. Что бы все у всех открылось и каналы связи не накрылись...

 


Вернуться в начало семинара...

 


BannerPoint
 

© Все представленные на этом сайте материалы являются интеллектуальной собственностью определенных лиц. Пожалуйста, бережно относитесь к плодам не только своего, но и чужого труда...