эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2003: Обучающий тур: задания

Здравствуйте, дорогие друзья!

Не прошло и недели, как я народился на свет, отправились мы с моей сестренкой Алей в лес со флорой и фауной знакомиться. Ой, ну и здорово же в лесу: свежий воздух, растения кругом, животные, птицы. Все такие хорошие, добрые и приветливые.

Представляете, звери под руководством бобра мне домик соорудили. Радуются, что Аля будущего лекаря-лесовика привела. А я уже для себя точно решил - выучусь, буду зверям помогать. Так что теперь живу я в избушке, с жителями леса дружу, по полям, лугам, болотам брожу, все кругом изучаю. Ай, да со мной!

Задание 1.

Ребята, а знаете ли вы, о чем разговаривают растения. Ну, конечно, как и все, о себе рассказывают. Хотите послушать - слушайте.

1. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

2. Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка,
А там красные таблетки
Разместились все на ветке.

3. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот

Узнайте, какие три растения рассказали о себе. Предложите блюда, в которых могут быть использованы каждое из них. Какие части растений при этом используются? Какое воздействие на организм оказывает каждое из растений?

 

Задание 2.

Звери притащили мне книги старого лесовика-отшелника. В одном из его фолиантов нашел я вот такое описание пижмы обыкновенной.

"Многолетний кустарник высотой до 150 см. Это корневищное растение с главным, боковым и придаточными корнями. Стебли прямые четырехгранные, малочисленные. Листья сложные продолговато-яйцевидные, дважды перисторассеченные и с зубчатыми сегментами. Цветочные корзинки 8-11 мм ширины, полушаровидные, сверху почти плоские, с язычковыми золотисто-желтыми цветками, собранными в соцветие кисть. Плоды крылатки. Цветет в мае-июне. Отвар и настой применяют как мочегонное, желчегонное и слабительное средство"

Белочки прибегали ко мне, читали, смеялись до слез над ошибками в этом писании. Исправьте их, а то кто-нибудь из ребят и впрямь прочтет и пойдет искать такое растение. Пропадет же, горемычный!

 

Задание 3.

Пошел я сегодня в лес, насобирал растений. Попили вечером чайку и они стали меня уговаривать поиграть с ними в прятки, забава это у них такая местная. Не надо объяснить, кто должен был водить... :о) Разбежались они по избушке, а я их ищи. Но не так-то это просто их поймать: увидел растение - беги вписывай его родовое название в сетку кроссворда. Только в том случае, если правильно его напишешь, можно считать, что поймал баловника. Поиграем?

Сетка кроссоворда

1            2            3            4

5            6            7            8

 

Задание 4.

Рассказали мне растения, что люди им разные "клички" придумывают, или как вы это называется простонародные названия. "Столько уже их за века напридумывали, - говорят - что и сами запутались". Обижаются. А вот я уверен, что вы все помните и знаете. Восстановите по предложенным простонародным названиям истинное имя растения? Но помните, что у растения есть не только имя, но и фамилия.

Глотуха - ...
Марьин корень - ...
Горицвет, черногорка - ...
Кошачий корень, маун, аверьян - ...
Порезная трава, солдатская трава, деревей, кровавник - ...

 

Вопрос 5.

Я узнал из древних книг, что разнообразные активные вещества растений обуславливают их применение. Вот, к примеру, зверобой продырявленный (обыкновенный) - Hypericum perforatum L состоит из конденсированных производных антрацена - гиперицина, флавоноидов - кверцетина и дубильного вещества - пирокатехина. Вот они представлены на картинках

Кварцетин            Пирокатехин

 

Гиперицин

А вот как объяснить его применение, зная химическое строение этих активных соединений зверобоя, не знаю... Рассмотри их внимательно и помоги мне!

 

Задание 6.

За время моей недолгой жизни в лесу я уже вместе с вами насобирали довольно большой кузовок растений.

В него вошли ландыш, пижма, пион, вахта, земляника, ромашка, черемуха, тысячелистник, адонис, шиповник, валериана, зверобой, лапчатка, одуванчик, черника, багульник, мята, череда, бессмертник.

Наша с вами первая задача определить, какими растениями какие органы человека на имеющейся у нас схеме можно вылечить.

Схема человека

А вторая задача - указать используемые для приготовления лекарства части тех растений, которые мы взяли из кузовка для того или иного органа, а также их форму лекарственного средства (мазь, настойка, отвар и т.д.).

Ну что, за работу!

Перед ответом на вопросы, прочтите внимательно инструкцию к обучающему туру.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

 

 

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель