ДООБ-2003: Конкурсный тур: задания
Здравствуйте, дорогие друзья!
Растения и животные вместе со мной очень внимательно следят за ходом нашей олимпиады. Каждый вечер присылают ко мне гонца, узнать о письмах от команд, в которых о нас написано. И уж если пришло письмо, то тут все бегут ко мне послушать, что там про нас пишут. Приятно им слышать, как маленькие двуногие (они вас так любя называют) толково рассуждают
о растениях и их лекарственных свойствах.
Вот так, сидя дружным кругом, каждый вечер мы читали ваши "отчеты", и когда прочитали последний, мои слушатели сказали:
"Видно, что эти двуногие природу любят и много о ней знают. Хорошо бы, кто-то из них стал "нашим" лекарем. Не для того, чтобы нас лечить, а для того, чтобы нас защищать. А то придут большие двуногие, все потопчут, порвут и нам горе, и им никакого толка. Вот был бы ч-е-л-о-в-е-к, которой с умом брал дары природы и использовал их на благо своих соплеменников. Да мы бы и сами все, что можно и нужно отдали, только бы двуногие нас не топтали, не губили.
Был у нас такой "лекарь", доктор Айболит. Вы его знаете - про него еще то ли стих написали, то ли сказку. Но только он в Африку уехал, там теперь работает, говорит, что он там нужнее, а нам тут тоже без него не сладко"
Вот мы и решили устроить всем участникам соревнование на лучшего "лекаря", т.к. хороших команд очень много и выбрать достойного сложно. Растения и животные придумали задания-испытания, которые и покажут, кому будет дарована честь быть вхожим в таинственный мир природы.
Задание 1 - Понять и применить
Чтобы оказать любому существу быструю и квалифицированную помощь, необходимо понять, о чем оно говорит. Не каждому дано это умение. А у вас оно есть? Проверим.
1) Пришел однажды старый мудрый бобер и говорит: "Недуг меня одолел, мне очень помогло такое растение, которое
Распускает он листы
Широченной широты,
Держится на стеблях крепких,
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь
На себе их все найдешь.
2) Медведица-мать вчера приходила, лекарство для сына своего попросила:
Будто снежный шар бела
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
3) Бельчата-шалунишки сказали, что играли и лапку поранили, просили помочь им найти такое растение:
Злая как волчица,
Жжется как горчица.
Что это за диво
Во дворе, у тына?
А вы поняли, какие растения просили бобер, медведица и бельчата? Дайте видовые названия этих растений и предложите блюда, в которых может быть использовано каждое из них. Какие части растений при этом используются? Какое лечебное воздействие на организм оказывает каждое из предложенных растений?
Задание 2 - Быть внимательным и осторожным
В древних книгах много описаний различных растений, а также рецептов эликсиров или зелий. Но не спешите ими пользоваться. В них встречаются ошибки, которые для вас могут стать роковыми. Проверим, насколько вы внимательны и осторожны.
Вот описание ландыша майского. Найдите в нем ошибки и исправьте их.
Однолетнее растение, 10-25 см в высоту. Подземные органы представлены мочковатой корневой системой из придаточных и боковых корней. Два прикорневых овальных листа расположены на стебле очередно, плотно охватывая друг друга основаниями, образуют надземный ложный стебель. В пазухе верхнего чешуеобразного листа развивается цветонос, на котором на плодоножках 3-15 розовых цветков, собранных в соцветие колос. Цветки душистые, колокольчатые, с двойным околоцветником. Венчик состоит из 6 лепестков, чашечка сростнолистная из 6 чашелистиков. Формула цветка Ч5Л5Т5П5. Плод - ярко-красная ядовитая костянка. Цветет с мая по август. Настойку и экстракт травы применяют как кровоостанавливающее средство при кровохаркании и внутриполостных кровотечениях.
Задание 3 - Не оставлять друзей в беде
Собрались несколько растений вместе - поговорить, обменяться новостями, а тут хулиганы-мальчишки напали и разорвали их на маленькие кусочки. Восстановите, растения, определите их систематическое положение. Как используются эти растения в народной медицине?
Комментарий к этому заданию.
Задание 4 - Владеть языком растений
Многие лекарственные растения получили в народе свои названия, которые отличаются от ботанических, поэтому одно и то же растение имеет несколько простонародных имен. Теперь нужен переводчик, который переведет эти имена. А вы, ребята, владеете этим языком? По простонародному имени определите ботаническое название растения.
Одолень-трава, змеиный корень - ...
Водяной перец - ...
Чабрец, богородская трава - ...
Калган, узик, дубровка, связник - ...
Маралий корень, большеголовник - ...
Задание 5 - Уметь варить зелья
Внимательно рассмотрите химические формулы. В каких растениях содержатся эти вещества, какими свойствами должны обладать эти растения?
Задание 6 - Знать, где искать
Как у людей страна делиться на разные города, так и в природе существуют разные экосистемы, в каждой из которых живут свои растения и животные. Чтобы найти нужное растение, надо знать, где его искать. А вы знаете, в какой экосистеме растет нужное вам растение? Распределите предложенные растения по соответствующим экосистемам.
Растения:
боярышник кроваво-красный, брусника, валериана лекарственная, горец перечный, гравилат речной, донник лекарственный, живучка ползучая, зверобой продырявленный, ландыш майский, лапчатка прямостоячая, одуванчик лекарственный, подорожник большой, ромашка аптечная, тимьян ползучий, тысячелистник обыкновенный, черемуха обыкновенная, лопух большой, крапива двудомная,
Экосистемы:
а) Сырые луга:
б) Обочины дорог, пустыри:
в) Сухие хвойные леса:
г) Суходольные луга:
д) Лиственные леса:
е) Берега водоемов, опушки лесов:
Перед ответом на вопросы, прочтите внимательно инструкцию к конкурному туру.
|