эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Калинина Ольга Алексеевна, учитель биологии школы 70 г. Москва
Тема: "Блюда из лекарственных растений"
Дата: 24 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

Сразу после весенней экскурсии, которую лучше провести в апреле-мае, можно предложить детям приготовить блюда из лекарственных растений. Приведу примеры 5 блюд, которые мы с ребятами готовили:

1. Сныть тушеная с картофелем:

100 г свежей сныти, 100 г картофеля, 15 г репчатого лука, 1 г укропа, 15 г томатного соуса, 15 г сметаны, соль по вкусу. Подготовленные молодые листья и побеги сныти нашинковать, посолить и тушить до полуготовности; соединить с тушеным картофелем и луком, добавить сметану, продолжать тушить 10-15 минут. Заправить томатным соусом.

2. Биточки из крапивы:

100 г крапивы, 200 г пшенной каши, 20 г жира, соль по вкусу. Перед приготовлением крапиву ошпарить, порубить, затем отварить в кипящей воде 2-3 минуты, откинуть на сито, измельчить, перемешать с густой пшенной кашей, сформировать биточки и выпекать в форме, предварительно смазанной жиром.

3. Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика, 50 г зеленого лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу,1 яйцо. Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать и посыпать сверху укропом, украсить вареным яйцом.

4. Запеканка из щавеля:

1,5 кг щавеля, 3 ст. ложки тёртого сыра, 50 г сливочного масла, 1 чайная ложка пшеничной муки, 6 ломтиков белого хлеба, 2 ст. ложки топлёного масла, 1 ст. ложка толченых сухарей, соль по вкусу.

Перебрать, промыть и отварить щавель. Слить воду, щавель пропустить через мясорубку. Добавить поджаренный лук, муку, 1 стакан отвара щавеля, молока или мясного бульона. Поставить на плиту и, непрерывно помешивая, довести до готовности. В полученное пюре добавить тёртый сыр и сливочное масло.

На дно специальной формы уложить ломтики обжаренного хлеба, сверху щавель, посыпать сухарями, смешанными с сыром, поставить в духовой шкаф, чтобы щавель не кипел, а только подрумянился. На стол подать в форме.

5. Салат из цикория:

200 г молодых побегов цикория, 10 г маргарина, соль по вкусу. Цикорий тщательно промыть, нарезать кусочками длиной 2-3 см, тушить с маргарином 20 минут, предварительно добавив соль. Охладить и посыпать мелко нарезанной петрушкой.

 

Во время экскурсии учащиеся узнали эти растения, услышали об их лекарственном значении. Можно предложить им собрать необходимые растения у себя на даче и привезти в школу. На уроках труда (или во внеурочное время) можно приготовить и продегустировать эти блюда, оценить их по вкусу и оформлению. (Желательно, чтобы в "экспертную комиссию" входил школьный врач).

"Кулинары" не только показывает о значении используемых лекарственных растений, их биологических особенностях. К этому дню ученики готовят красочно оформленный рецепт блюда. За каждый "этап" соревнования зарабатываются баллы, если урок проходит в форме соревнований "Последний герой".

Важно! Обратите внимание на то, что очень опасно собирать растения около дорог и в городе, поэтому начать такой урок надо с того, что один из учащихся или учитель рассказывает о том, где и как надо собирать растения. Многие лекарственные растения становятся достаточно редкими. В связи с этим, закончить урок необходимо беседой на эту тему.

Очень хорошо провести такой урок весной, когда ощущается нехватка витаминов. Конечно можно не уложиться в один урок,тогда надо выделить на это побольше времени. Это могут быть и заключительные уроки по биологии в 6-7 классах.

Даже если нет возможности приготовить все эти блюда, то красиво оформленные рецепты, рассказ об используемых растениях будут с интересом встречены в классе. Очень советую другим учителям провести такой урок - совместить приятное с полезным.

 

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Тюряхина Ольга Владимировна, учитель биологии в школе 1900 г. Москва

Отзыв Рогановой Валентины Михайловны, учитель биологии гимназии 139, г. Омск

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель