Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Чурахина Елена Николаевна, учитель биологии Центра Образования 8 г. Ангарска
Тема: Конспект урока по теме "Семейства покрытосеменных растений" (7 кл.)
Дата: 24 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Я хотела бы на этот раз предложить вашему вниманию конспект урока по теме "Семейства покрытосеменных растений" (7 кл.)
Тема: Разнообразие видов семейства крестоцветных. Общие признаки семейства.
Цель урока: сформировать понятие "семейство", в частности "семейство крестоцветных".
План урока:
- Проверка знаний и постановка познавательной задачи урока.
- Беседа по ознакомлению с морфолого-биологическими особенностями сурепки обыкновенной.
- Анализ, характеристика и определение двух лекарственных растений из семейства крестоцветных.
- Определение названий растений (работа с карточкой-определителем).
- Проверка, уточнение знаний, полученных при выполнении лабораторной работы.
- Формирование понятия "семейство".
- Определение семейства, к которому принадлежат рассмотренные растения (работа с карточкой для определения семейства).
- Беседа о многообразии видов семейства крестоцветных и их лекарственное значение.
- Подведение итогов по теме урока.
- Задание на дом.
Оборудование:
- желтушник левкойный, пастушья сумка (раздаточный материал), сурепка обыкновенная (гербарный материал);
- карточки для определения семейства;
- лупы;
- цветные мелки;
- таблицы.
Рекомендации к проведению урока
Проверив, что детям известно о дикой редьке как представителе класса двудольных, учитель ставит познавательную задачу - познакомиться с некоторыми лекарственными растениями этого класса, по строению цветка и плода сходными с дикой редькой.
Путем выполнения лабораторной работы учащиеся могут познакомиться с некоторыми видами лекарственных растений из семейства крестоцветных. На каждую парту учитель дает одному учащемуся желтушник, другому - пастушью сумку. Растения не называются, так как учащиеся должны будут сами определить их названия.
Задания для лабораторной работы
Внимательно рассмотреть корень, стебель, лист, цветок; у цветка обратить внимание на величину, окраску венчика и запах, чтобы ответить на вопрос: чем данное растение отличается от дикой редьки?
- Рассмотреть цветок, написать формулу его строения.
- Рассмотреть плод, зарисовать его внешний вид.
- Определить название растения по карточке для определения.
- Записать данные о растении в таблицу
Название растения |
Формула цветка |
Вид плода |
Значение для человека |
Бытует привычка при встрече внешне похожих друг на друга людей спрашивать их, не родственники ли они. Опираясь на эту привычку, надо всем ходом учебной работы вызвать у учащихся острую потребность повторить такой вопрос по отношению к растениям, обнаружившим поразительное сходство в строении цветка.
Неоспоримые данные, на которые опираются ученые, показывают, что причина этого явления в общности происхождения. В этом плане семейство должно рассматриваться как группа растений, которые сходны между собой в главных признаках и которые когда-то произошли от одного общего предка.
Итак, рассмотренные растения - из одного семейства. Как же назвать это семейство растений? Далее определяется семейство по предложенной карточке.
В заключение урока учитель подчеркивает общие признаки семейства крестоцветных и дает задание на дом: прочитать параграф в учебнике и при помощи дополнительной литературы заполнить 4 колонку в таблице.
Карточки при изучении темы "Семейства цветковых растений"
Лекарственные растения семейства сложноцветные.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
К списку статей...
|