эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чурахина Елена Николаевна, учитель биологии Центра Образования 8 г. Ангарска
Тема: Конспект урока по теме "Семейства покрытосеменных растений" (7 кл.)
Дата: 24 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

Я хотела бы на этот раз предложить вашему вниманию конспект урока по теме "Семейства покрытосеменных растений" (7 кл.)

Тема: Разнообразие видов семейства крестоцветных. Общие признаки семейства.

Цель урока: сформировать понятие "семейство", в частности "семейство крестоцветных".

План урока:

  • Проверка знаний и постановка познавательной задачи урока.
  • Беседа по ознакомлению с морфолого-биологическими особенностями сурепки обыкновенной.
  • Анализ, характеристика и определение двух лекарственных растений из семейства крестоцветных.
  • Определение названий растений (работа с карточкой-определителем).
  • Проверка, уточнение знаний, полученных при выполнении лабораторной работы.
  • Формирование понятия "семейство".
  • Определение семейства, к которому принадлежат рассмотренные растения (работа с карточкой для определения семейства).
  • Беседа о многообразии видов семейства крестоцветных и их лекарственное значение.
  • Подведение итогов по теме урока.
  • Задание на дом.

Оборудование:

  • желтушник левкойный, пастушья сумка (раздаточный материал), сурепка обыкновенная (гербарный материал);
  • карточки для определения семейства;
  • лупы;
  • цветные мелки;
  • таблицы.

Рекомендации к проведению урока

Проверив, что детям известно о дикой редьке как представителе класса двудольных, учитель ставит познавательную задачу - познакомиться с некоторыми лекарственными растениями этого класса, по строению цветка и плода сходными с дикой редькой.

Путем выполнения лабораторной работы учащиеся могут познакомиться с некоторыми видами лекарственных растений из семейства крестоцветных. На каждую парту учитель дает одному учащемуся желтушник, другому - пастушью сумку. Растения не называются, так как учащиеся должны будут сами определить их названия.

Задания для лабораторной работы

Внимательно рассмотреть корень, стебель, лист, цветок; у цветка обратить внимание на величину, окраску венчика и запах, чтобы ответить на вопрос: чем данное растение отличается от дикой редьки?

  • Рассмотреть цветок, написать формулу его строения.
  • Рассмотреть плод, зарисовать его внешний вид.
  • Определить название растения по карточке для определения.
  • Записать данные о растении в таблицу

Название растения Формула цветка Вид плода Значение для человека

Бытует привычка при встрече внешне похожих друг на друга людей спрашивать их, не родственники ли они. Опираясь на эту привычку, надо всем ходом учебной работы вызвать у учащихся острую потребность повторить такой вопрос по отношению к растениям, обнаружившим поразительное сходство в строении цветка.

Неоспоримые данные, на которые опираются ученые, показывают, что причина этого явления в общности происхождения. В этом плане семейство должно рассматриваться как группа растений, которые сходны между собой в главных признаках и которые когда-то произошли от одного общего предка.

Итак, рассмотренные растения - из одного семейства. Как же назвать это семейство растений? Далее определяется семейство по предложенной карточке.

В заключение урока учитель подчеркивает общие признаки семейства крестоцветных и дает задание на дом: прочитать параграф в учебнике и при помощи дополнительной литературы заполнить 4 колонку в таблице.

 

Карточки при изучении темы "Семейства цветковых растений"
Лекарственные растения семейства сложноцветные.

 

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель