Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: Лекарственное значение комнатных растений
Дата: 17 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Спасибо Валентине Петровне за присланные предложения расширения курса
ботаники. Наиболее ценным, на наш взгляд, является наличие практической части.
Действительно, возможности ботаники можно использовать для более широкого (чем это отражено в школьной программе) ознакомления детей с лекарственными растениями. Однако нельзя не учитывать то, что программа по биологии является достаточно насыщенной. Поэтому не всегда удается давать дополнительное содержание без ущерба для усвоения основного содержания курса.
Но в классах с "сильным" составом учащихся, по-видимому это возможно. Во всяком случае некоторые из предложенных Вами тем могут быть обогащены интересными (и полезными) сведениями о лекарственных растениях.
В некоторых наших школах открыты гимназические классы в параллелях 6-7 классов, и учителя имеют возможность расширять курс "Биология растений" в рамках 3 часов в неделю. В таком случае мы можем предложить учителям воспользоваться Вашей разработкой.
Кроме этого, некоторые педагоги имеют возможность вести факультативный курс. Ваши предложения по сути являются готовым планированием для проведения факультатива. И такие занятия можно проводить параллельно с основным курсом.
В свою очередь я хотела бы тоже предложить одну идею.
Часто учителя биологии на своих уроках умело используют имеющиеся в кабинете комнатные растения. Одним из таких растений может быть каланхое. Это растение неприхотливо в уходе. Во-первых, оно является суккулентом, значит, есть повод поговорить с ребятами о приспособлениях растений к недостатку влаги. А во-вторых, лекарственное значение каланхое разнообразно и велико.
Обширная информация о каланхое представлена в газете "Биология" (Приложение к газете "Первое сентября", N40, 1997 год). Автор статьи - Н.Зотова. В статье рассказывается об истории разведения этого растения, о его замечательных свойствах. Не случайно его называют "комнатный женьшень", "дерево жизни".
Приведены также полезные сведения о том, как надо ухаживать за этим растением. Это может оказаться полезным для учащимся при содержании этого растения не только в школе, но и в домашних условиях. Можно даже поручить ребятам выполнить практическую работу по наблюдению за этим замечательным растением и уходу за ним.
Вообще есть идея о разработке другого факультативного курса "Лекарственные растения у нас дома". Некоторые занятия могут быть посвящены, например, каланхое. Другие занятия могут быть посвящены комнатным растениям, (которые есть почти в каждом школьном кабинете биологии - герань, фикус, хлорофитум и другим) выделяющим фитонциды.
Вне необходимые и очень интересные сведения об этих растениях и оказываемом ими благотворном действии на организм приведены в статье Н.Ф.Церцек "Живые очистители воздуха" (Журнал "Экологическое образование", 4, 2001 год). Каждому из этих растений можно посвящать отдельное занятие (а может быть, и не одно). И каждое такое занятие может сопровождаться какой-то практической работой. Может получиться очень интересно.
Отзыв Вирютиной Марины Васильевны, учитель биологии гимназии 75, г. Омск:
Согласна с идеей школьного факультативного курса "Лекарственные растения у нас дома", но я предлагаю расширить курс и назвать его "Лекарственные растения вокруг нас", где учащиеся вместе с учителем разбирают лекарственные растения не только из серии комнатных, но и лекарственные растения регионального характера, т.е. растущих на территории своей области.
К списку статей...
|