Обновление:
|
Дистанционный семинар-практикум "Ангельские ДОО"Что нам стоит, ДОО построить?.. Письмо 2. Ангельские ДОО: буквы ОПоговорим теперь о буквах "О". О-бучающие. Не секрет, что основная задача школы (или одна из основных задач - не важно) - это именно обучение учащихся. Соответственно, если хотим сделать "живучий" ИКТ-проект, то ему разумно быть обучающим. Неудивительно, что многие проекты таковыми и являются. Однако, необычность и, если позволите, инновационность нашей буквы "О" раскрывается в союзе с другой буквой "О". О-лимпиады. Т.е. некоторое соревнование, выявление лучших из лучших и т.п. К тому же формат олимпиад знаком и хорошо прижился в школе, регулярно проводятся олимпиады по разным предметам разных уровней. И мы решили сыграть на контрасте. Традиционные школьные олимпиады - это контроль, проверка знаний. Собственно, в этом и их "минус". Задания в традиционных олимпиадах становятся все более и более сложными, порой выходящими и за рамки школьной программы. Соответственно и шансов поучаствовать в подобных соревнованиях есть все у меньшего и меньшего числа учащихся. А наиболее "массовый" школьный уровень олимпиады не отличается особой интересностью (как правило), да и состязание на внутришкольной олимпиаде Маши и Кати из одного класса мало отличается от обычной контрольной работы и т.п. В ДОО мы пытаемся "минус" превратить в "плюс". Не просто проверить знания, но побуждать участников искать и находить новую информацию в различных источниках (и очень желательно не в учебниках), осмысливать и по своему интерпритировать ее. Иными словами, если для традиционной роимпиады незнание чего-либо ребенком - большая беда (проигрыш в олимпиаде), то для обучающей олимпиады, наоброт, - важный стимул. Механизм раскрытия творческого потенциала, самореализации и, возможно, победы в олимпиаде. Вполне очевидно, что обучающий характер олимпиады накладывает определенные требования и к тематике всей олимпиады, и к содержанию, и к форме отдельных вопросов. Во-первых, ДОО никогда не проводится по всему объему школьной программы. У каждого сезона своя тема. Например, ДОО по биологии были по темам "Лекарственные растения", "Домашние животные", ДОО по географии - "Климат", "Гидросфера" и т.д. Причина этого ясна - нельзя объять необъятное. Во всяком случае, сложно и малоэффективно... Во-вторых, очень хорошо выбрать тему интересную, увлекающую, имеющую какие-то выходы на личности участников. Эта мысль более очевидна на теме "Домашние животные". Куда помимо чисто предметных биологических знаний можно "подмешать" личные интересы детей и учителей - очень многие держат дома различных зверушек. При этом, оказалось, что "ширина" этой темы все-таки великовата и мы частично ограничивали тему (в частности, старались не брать экотических животных), педагогический семинар локализовывали по теме собак и кошек... Очень хорошо брать темы, которые в силу тех или иных причин не очень подробно рассматриваются в школьном курсе, но имеют какое-то важное человеческое значение, например, как тема "Лекарственные растения"... Очень хорошо, если в теме можно "рассмотреть" (привлечь внимание участников), что-то необычное, прикольное. Грубо говоря, какие-то дополнительные вопросы предложить или практическое задание. Например, в "Домашних животных" получилось сделать дополнительные задания о тараканах, вшах и т.п. "домашних животных" - они тоже живут дома и с человеком, хотя и не очень-то желанны. Поднимание подобной темы позволяет вспомнить о чистоте жилища, личной гигиене и т.п. В ДОО мы не идем "в лоб". Мы стараемся "зайти" с зади или сбоку, образно говоря, к проблеме. Не ставить проблему открыто, а подталкивать к ее пониманию, решению самих учащихся и учителей. Очень рекомендую в этом контексте посмотреть пример вопросов Обучающего тура ДОО по Биологии 2005 и ответы на них с комментариями На этом позволю себе закончить и дать вам время на осмысление. Вопросов не задаю, но жду ваших ответов на вопросы прошлого письма :-)
Вернуться в начало семинара...
|
|
|
© Все представленные на этом сайте материалы являются интеллектуальной собственностью определенных лиц. Пожалуйста, бережно относитесь к плодам не только своего, но и чужого труда... |