Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Творчество требует самоотдачи": углубление знаний о малых речевых формах фольклора

Журавлёва Татьяна Владимировна
школа № 3, г. Харабали, Астраханской обл.

Школа, как и всё наше общество, заметно меняется. Активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, рождает активность ученика. Учитель стремится реализовать своё право на творчество, ищет конкретные пути улучшения результатов обучения.

Как сделать так, чтобы добиться наибольшей активной деятельности учащихся на уроках литературы? Ведь влияние учителя литературы ребята оценивают как просветление души. Изучение тем: "Фольклор", "Фольклорные жанры" в 5 классе - благодатная основа для такой работы. Особенно, когда изучается тема "Загадка".

"Что приводится в действие при создании загадки, логика или воображение?" - спрашивал Джанни Родари. И отвечал: "Пожалуй, и то и другое одновременно". Когда я предложила учащимся 5 А класса на уроках литературы работу над проектом "Сочиним загадку сами!", то не могла представить, что получу такой положительный отклик с их стороны, но точно знала одно, что слова Джанни Родари мы не опровергнем, а убедимся в их правдивости и значимости. Ребят заинтересовало всё и сразу. Когда нести работы? Про что сочинять? Этот вопрос был очень кстати.

Ведь ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, что нельзя ученику предлагать сочинять загадки о тех предметах, о которых он знает наизусть другие. Тогда творчество, которое мы так старательно стремимся развивать в детях, заменяется припоминанием. Поэтому изначально учащиеся были нацелены на сочинение загадок о тех вещах, которые их окружают в быту. Но оказалось, что сочинить не так-то просто.

Любая загадка "строится" по определённой формуле с использованием изобразительно-выразительных средств. Чтобы "построить" свою, необходимо познакомиться с происхождением и природой загадок, изучить уже готовые фольклорные и литературные образцы. А самым интересным было загадочное слово - проект.

Прежде всего, с учащимися было проведено тестирование, целью которого являлась диагностика уровня подготовки на начальном этапе работы над проектом. Затем ребята разделились на группы для работы над теоретическим материалом. Изучение научной литературы, умение пользоваться различными источниками для приобретения знаний, отбирать необходимый материал пригодилось в создании буклетов и презентаций. Ведь это являлось подведением итогов самостоятельной учебной работы по проекту. Ребята внимательно слушали ответы товарищей, дополняли, где это необходимо.

Следующим этапом работы было знакомство с литературными загадками. Учащиеся выяснили, что многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а предметы и явления в них знакомы и взяты из современной жизни. Затем ребята под руководством учителя редактировали (усовершенствовали) уже "готовые" загадки. Оказалось, что загадка похожа на словарную статью: в ней отмечаются постоянные и наиболее заметные признаки предмета. Пятиклассники не знают теории стихосложения, но языковое чутьё подсказывало им, где лучше "поменять слова местами", где "убрать лишнее", где "длинноватое" слово заменить коротким или, наоборот, короткое - длинным. Дети искренне радовались, когда "нескладные" загадки превращались в "складные":

Было: "Висят, как бубенчики, но не звенят, и от них разносится сильный аромат."
Стало: "Белые бубенчики висят, но не звенят, и от них разносится дивный аромат."

Примеры убеждали ребят: стоит посидеть, подумать, поискать - и сделаешь лучше, чем получилось сразу. Последним этапом работы было сочинение своей загадки. С этим заданием справились почти все. При этом из 25 учащихся 12 самостоятельно придумали загадки о мотоцикле, зонте, аквариумных рыбках, маске, компьютере, т. е. о таких предметах, о которых готовых, по крайней мере широко известных, загадок нет. 10 человек незначительно изменили, а 3 списали уже известные загадки. Темы этих работ традиционно "загадочные": мяч, пила, солнце, мост и другие. Вот примеры некоторых самостоятельно сочинённый загадок.

Люда Ж.
Только дождь полил из тучки,
На асфальте вдруг грибочки
Появились ниоткуда
И помчались. Вот так чудо:
Белые, красные, розовые, разные… (Зонты)

Лена Б.
Наденешь её и тебя не узнать,
Ты рыцарь, бродяга, ковбой…
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать,
А снимешь - и станешь собой. (Маска)

В нашей школе с 2000 г. работает Школьный информационный центр (ШИЦ) "Компас". Работа ведётся по нескольким направлениям. В рамках проведения недели информатики (20.04.2006г) секция "Юный филолог" представила свой проект "Сочиним загадку сами!". Ребята достойно представили свои работы. Они внимательно выслушали советы и пожелания старшеклассников и учителей - предметников. Учащимся были вручены удостоверения членов ШИЦ "Компас".

Было решено показать проект на родительском собрании "Компьютер в жизни школьника". Родители с восхищением смотрели на работы ребят, не могли поверить, что это сделали их любимые дети. А учащиеся показали возможности использования компьютера в учебной деятельности. Одна родительница отметила: "Сегодня я увидела, что компьютер пришёл в жизнь современного образовательного процесса, начал своё победное шествие по школьным урокам".

Работа над данным проектом помогла углубить знания ребят о малых речевых формах фольклора, повысить интерес к устному народному творчеству, литературным загадкам. Самостоятельные исследования учащихся способствовали развитию творческого мышления, умения анализировать материал, создавать письменные работы. "Задействованы" были все. А самое главное, я услышала: "А когда будет следующий проект?"

Поколение детей 21 века требует новых форм и методов обучения, и учебный проект в этом очень помогает.

Сайт проекта