Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Сказка - ложь, да в ней намек …": развитие самостоятельности, активности и ответственности

Слита Наталья Владимировна,
г. Сургут

Сказка в жизни

Все мы воспитываемся на сказках: через них мы постигаем - что есть добро, а что есть зло; что есть правда, а что есть вымысел.

К сказкам мы обращаемся в любом возрасте. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, смелыми и целеустремлёнными. Каждый находит в сказке что-то своё, индивидуальное. Поэтому у всех людей есть свои любимые сказки, близкие им по мировоззрению и мировосприятию.

Творческое объединение "Сказка"

Порой, мы, мечтая и размышляя, создаём новые сказки о себе и о своём времени или корректируем известные сказки на современный лад. Так возникла идея создать творческое объединение "Сказка", в ходе которого учащиеся 5 - 6 классов при создании собственных сказок будут активно пользоваться учебно-методическим пакетом творческого проекта "Что за прелесть эти сказки! (Сказки на современный лад)", созданного от имени учителя.

Главные задачи этого объединения - это грамотная корректировка, редактирование и создание своих сочинений - сказок, свободное владение основными литературоведческими приёмами, развитие творческих способностей учащихся. Этот проект подготавливает учащихся к обучению литературы в старших классах: умению грамотно писать сочинения, корректировать и редактировать их, умело использовать различные литературоведческие термины и понятия, видеть особенности литературного произведения и учитывать их при анализе.

Наши достижения

Учащиеся, используя учебно-методический пакет творческого проекта "Что за прелесть эти сказки! (Сказки на современный лад)" и учебные пособия "Сказка" и "Новая сказка", автором которых является В. Б. Хозиев, активно создавали на компьютере свои мини - проекты, то есть сказки собственного сочинения на различные темы, редактировали и печатали их, рисовали картинки к сказкам, сканировали их, обсуждали свои творения и инсценировали их.

По сравнению с другими учениками, школьники, задействованные в творческом проектном объединении "Сказка", более самостоятельны, активны и ответственны. У них наблюдается повышение интереса к предмету "литература", они стали активнее участвовать в различных мероприятиях творческого плана. Итогом работы творческого проектного объединения "Сказка" в шестом классе стал сказочный марафон героев (инсценированное представление) и презентация лучших работ - сказок на компьютере (слайд "Презентация работ учащихся").

Учащиеся с удовольствием инсценировали и декламировали свои творения - сказки нашего времени, перевоплощаясь в сказочных героев. На это открытое мероприятие приходили ученики разных классов. Всем очень понравилось. В результате этого мероприятия я, как руководитель этого творческого проекта, набрала группу заинтересованных учащихся, которые в дальнейшем пожелали участвовать в этом проекте.

В результате реализации проекта был также напечатан школьный сборник по проектному обучению "Лучшие творческие работы учащихся", который неоднократно выставлялся на различных мероприятиях (например, "День открытых дверей", на конкурсе - выставке "Достижения учащихся МОУ СОШ № 15 города Сургута", при аттестации школы на выставке "Лучшие работы учащихся") и был отмечен по заслугам администрацией школы и родителями. При аттестации школы наряду с традиционным обучением было представлено и инновационное, в частности наш проект "Что за прелесть эти сказки! (Сказки на современный лад)" с презентацией работ учащихся.

Аттестационная комиссия дала высокую оценку учебной деятельности школе, подчеркнув внедрение в учебный процесс передовых технологий. В результате, администрация школы выставила созданный от имени учителя творческий проект "Что за прелесть эти сказки! (Сказки на современный лад)" на городской конкурс краткосрочных образовательных проектов "Неинтересная жизнь" в марте 2006 года. Школе № 15 города Сургута был выдан сертификат на приобретение ценного подарка, так как наш проект был признан победителем в этом конкурсе.

Также были проведены мной некоторые открытые уроки с использованием материалов проекта, что повлекло возрастание авторитета учителя с внедрением передовых технологий. Учащихся привлекают такие уроки, они с удовольствием выполняют тесты и тут же могут оценить свои ответы и получить оценку. Коллеги по работе высоко оценили эти уроки.

Мнения учеников о проекте

Был проведён опрос учеников об отношении к урокам с использованием материалов проекта: "Вам нравятся такие уроки? Обоснуйте свою точку зрения". Участники творческого проектного объединения "Сказка" дополнительно отвечали на вопрос "Нравится ли им сочинять сказки и почему?".

Роль проекта в жизни

Творческое проектное объединение "Сказка" помогло участникам и в жизни. Одна из учениц моего проекта как-то рассказала мне о том, как собственные сказки помогли ей во взаимоотношениях с родителями, которые не понимали её. Но однажды она решила дать почитать папе и маме её сказки. Родители, прочитав эти творения, поняли, какие проблемы волновали их дочь, и на данном этапе взросления проблема "отцов" и "детей" была решена.

Закончила ученица свою историю крылатым выражением: "Не зря говорят: сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок". Другая моя ученица Килина Анна стала писать статьи о школьной жизни в газету "Сургутская трибуна". Впервые свои творения она создавала в творческом проектном объединении "Сказка".

Хочется закончить рассказ о наших достижениях фразой участницы проекта: "Оказывается, учиться - интересно!"