Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Добрый гений русского театра"

Щербакова Наталья Валерьевна
школа № 15 г. Ярославль

Как говорили древние, дорогу осилит идущий. И вот мы закончили наш проект, посвященный творчеству замечательного русского драматурга. Состоялось наше "вхождение" в театр Островского, в мир Островского. Настало время остановиться и подумать.

А как все начиналось?

По программе в 10-м классе на изучение творчества А.Н. Островского отводится всего 6 уроков! А передо мной стояла задача так спланировать изучение, чтобы мои ученики прочитали не только "Грозу" и "Бесприданницу". Как заинтересовать, увлечь школьников? В этом мне мог помочь проект, средство уже проверенное трижды с этими учениками. Мы уже реализовали проект по литературе, посвященный "Слову…", проект к 60-летию Победы и проект к Дню защиты животных.

На первом уроке по изучению творчества Островского я попыталась заинтересовать учеников творчеством драматурга, обстоятельствами его жизни, миром Замоскворечья, цветного, причудливого, яркого, но не всегда понятного нашим современным школьникам. Поэтому естественно у нас возник вопрос: "Современны ли пьесы Островского"?

Следующим нашим шагом стало посещение спектаклей, подготовка инсценировок понравившихся отрывков по пьесам драматурга. У нас возникли вопросы: "Все ли мы знаем о самом Островском?" И мы отправились в Щелыково. Островский и Щелыково... Это так же важно, как Пушкин и Михайловское, Толстой и Ясная Поляна, Некрасов и Карабиха.

Жизнь в этой "Костромской обители" была истоком необычных поэтических видений Островского. В хранилище нашего Ярославского художественного музея мои ученики узнали, как жили ярославские купцы, как выглядели, во что одевались. Здесь удивительный экскурсовод И.Н. Кулешова поведала нам о ярославском примитивном портрете XIX века, о быте русских купцов.

Библиотеки, музеи, Интернет, театры – вот места, где вы могли бы увидеть учеников моих 10 классов. Кабинет информатики превратился в место встречи, сюда "стекалась" вся найденная информация. Каждый день приносил нам новые открытия. Многие школьники хорошо знают современных актеров театра и кино, но далеко не всегда могут назвать имена мастеров русской сцены, тех, кто создавал, кто строил отечественный театр, кто определял направление его развития.

Так Л. Никулина – Косицкая, сыгравшая многих героинь из пьес Островского, выступала 3 сезона на сцене нашего ярославского театра им. Ф. Волкова! Знаменитый художник П. Федотов писал рацеи!

И вот конференция. Каждый из учеников побывал в роли выступающего и в роли оппонента. Трудно? Еще бы! Каждый старался доказать, что его исследование получилось интереснее. А потом была игра, проходила она по принципу "Своей игры": два тура, в каждом по 20 вопросов разной "стоимости". Тут уж пришлось вспомнить все!

Проект завершен. Каков его итог?

Итогом работы явилось не только создание 18 ученических презентаций, 3 буклетов, выпуск газеты и календарей, работа в проекте способствовала формированию информационной культуры, коммуникативной культуры, воспитанию патриотизма. Повысилась мотивация учащихся в учебе; самооценка учащихся (я могу не хуже других), каждый имел возможность для самореализации. Одни попробовали себя в роли консультантов, другие проявили организаторские способности, самостоятельно договариваясь с работниками музеев и театров о встречах.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. Пришло понимание того, что, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других. Думая, что важным итогом работы явилось то, что родители не остались в стороне, они тоже участвовали в проекте: помогали сканировать, копировать, спонсировали наши экскурсии.

Ну и самое главное, произошло знакомство, открытие для себя Островского, его театра. "Я открыла для себя особый мир, мир Замоскворечья", - написала в сочинении Даша Баюмова. Мы выяснили, что за 1996 – 2004 гг. осуществлено 244 постановки по 35 пьесам. Мои ученики пришли к выводу, что пьесы Островского всегда будут составлять важную часть русского репертуара. Ибо Островский - добрый гений русского театра, искусство его нужно и нашему театру, и нашим людям.

Если вас заинтересовала тема нашего проекта, то приглашаем вас к сотрудничеству! И на прощание. Проект – это труд, но труд, дарующий счастье познания не только ученикам, но и учителю!

Надеюсь, что теперь, обращаясь к литературе, мои ученики будут внимательны к каждому слову!

А впереди нас ждет лето. Пора каникул и время для новых идей и планов, для поиска единомышленников.

Может быть, следующий наш проект будет посвящен поэзии, Сергею Есенину?

Сайт проекта