Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Деньги. Денежное обращение. Банки": исследование принципов функционирования основных систем экономики

Шатрова Ирина Андреевна,
Дедовичская школа № 2, Псковская обл.

Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха. (Б. Вашингтон)

Успех… А в чем, собственно, проявляется этот самый успех? У людей разных профессии он по-разному реализуется. Например, успех архитектора в построенных им домах, успех артиста в любви поклонников. А успех учителя?

Глядя на своих старших коллег, я видела, что многие из них успешны - у них есть выпускники, которые поступили и закончили престижные ВУЗы, занимают высокие посты на службе и при этом не забывают своих учителей, приходят в школу. Я еще молодой педагог, не имею таких выпускников, в чем же тогда мой успех?

И сама себе я ответила на этот вопрос так: "Мой успех в успехе моих учеников. Если они добьются успеха, изучая мой предмет, значит и я вместе с ними." Так и получилось, когда я предложила учащимся изучить одну из тем курса экономики с помощью метода проектов.

Выбор пал на тему "Деньги. Денежное обращение. Банки"

Выбор был не случайный. За несколько лет работы в школе, я заметила, что именно эта тема вызывает у учащихся живой и неподдельный интерес. А знаний об этом немного, в чем я убедилась на первом же уроке по данной теме.

Я предложила учащимся дать ответ на один простой вопрос: "Что такое деньги?" Они с радостью взялись за работу, начали излагать свои мысли. В результате каждый предлагал свой, как ему казалось, вариант ответа. Однако суть всех ответов была одна: "Деньги - это бумажки, которые очень нужны человеку, без них не прожить". Один ученик дал оригинальный ответ на этот же вопрос. Он сказал: "Деньги - это болезнь нашего времени".

И с ним нельзя не согласиться; человек, как, впрочем, и другие живые существа, легко поддается соблазнам и впадает в зависимость. Например, муравьи, самые что ни на есть дисциплинированные и образцовые труженики и воины, выискивают в траве особенных микроскопических жучков, ломехуз, чтобы выдоить из них некое молочко, от которого балдеют, а вскоре начинают терять трудо- и боеспособность.

Историки не могут назвать ни одного народа, оставившего хоть какой-то след в мировой цивилизации, который не употреблял бы какое-нибудь зелье. В наше время человек к уже известным зельям присоединил еще одно и впал в настоящую зависимость от него. Это деньги. Они как наркотик проникают в организм человека, потребность в них становится все больше и больше.

Не даром Уильям Ю.Гладстон сказал: " Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег". Поэтому деньги - величайшее изобретение человечества - составляют самый увлекательный аспект экономической науки. Экономика - это живой организм, со своими особенностями и болезнями. Мы знаем, что человеческое сердце бьется благодаря четкой и бесперебойной работе кровеносной и нервной системы.

А почему же бьется сердце экономического организма? Именно этот вопрос и стал основополагающим в проекте.

Для ответа на этот вопрос учащимся было предложено и сследовать принципы функционирования основных систем экономического организма - денежной и банковской.

Одна группа учащихся попыталась ответить на вопрос "Что такое деньги?". Ответ ребята представили в виде публикации, которую распечатали и раздали учащимся всего класса. Буклет содержит информацию о том, какие функции выполняют деньги в современном мире, подобраны разнообразные определения денег и интересные факты из истории их появления.

Другая группа учащихся пыталась выяснить, какими заболеваниями страдает денежная система и как их лечат. Ребята создали презентацию "Денежные реформы России", в которой дали ответ на вопрос "Кто, когда и почему изменял систему денежного обращения в России?".

Подбирая материал для ответа на этот вопрос, учащиеся обращались не только к экономической литературе, но и исторической. Ребята нашли данные обо всех реформах денежного обращения начиная с самой первой и заканчивая реформами конца ХХ века.

Обращение к истории помогло учащимся по-новому взглянуть на деятельность многих известных политиков нашей страны. Банки называют "нервными узлами" экономики, а банковскую систему сравнивают с нервной системой человеческого организма.

Функционирование современного рынка опирается на действие четко организованной банковской системы.

Существует полушутливое изречение: с самого начала мира было три великих открытия: огонь, колесо и банковская система. Учащиеся попытались дать ответ на вопрос "Зачем нужны банки?". Результатом стал сайт "Банковская система", где ребята дали определение банка, перечислили основные функции и принципы работы банков. Отдельно обратили внимание на особенности банковской системы России.

В нашей стране, как и в большинстве других стран, функционирует двухуровневая банковская система. Учащиеся рассмотрели виды банков и сделали акцент на работе Центрального Банка РФ.

Говоря о банках страны в целом, нельзя было не обратиться к деятельности местного банка. Учащиеся провели исследование структуры вкладов населения Дедовичского района. Ребята посетили местное отделение Сберегательного Банка РФ, обратились в отдел статистики за необходимой информацией.

Основным результатом этого исследования стало создание электронного пособия для расчета прибыли от использования денежных вкладов в Сбербанке РФ в зависимости от условий вклада.

Это пособие было представлено на школьной конференции и вызвало живой интерес у учителей школы. Многие из них обратились к учащимся с просьбой проанализировать целесообразность размещения денежных средств на тот или иной вклад.

Благодаря этому пособию ребята смогли показать преимущества одних вкладов перед другими и убедили взрослых сменить депозит. Это ли не успех учеников?

Многие из них считали экономику сухой и неинтересной наукой, но окунувшись в мир самостоятельных исследований и открытий ребята изменили свое мнение, у них появился интерес и к дальнейшему изучению этой науки.

После окончания работы над проектом и защиты полученных результатов, учащиеся сами предложили провести еще ряд исследований и по этой теме, и по другим темам школьного курса экономики. Так что точка в покорении вершины успеха еще не поставлена. Работа продолжается!