Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Как делать все по-своему, или Мир человека на уроках технологии"

Милованова Галина Борисовна
лицей № 21, г. Иваново
  Приблизиться к цели
– еще не значит достигнуть ее…

О. Бланки

В 2005 году я прошла курсы по программе Intel и задумалась, где найти дополнительные резервы для реализации наших идей – организации самостоятельных исследований учащихся с использованием ИКТ. И вот решение принято... Учебные проекты возможны в рамках уроков технологии (9 класс).

Общеизвестно, что учителя-филологи очень осторожно и очень мало используют компьютер. Во-первых, жаль времени, ведь часов на наши предметы и так мало. Во-вторых, страшно, т.к. очень часто учителя - неуверенные пользователи.

Уроки технологии, о которых мы расскажем, попытка сделать шаг навстречу новым технологиям и решить свои учебные задачи.

На этих уроках мы пытаемся научить детей проектной деятельности.

  • Как правильно пройти все этапы проектирования?
  • Как научиться планировать работу, реализовывать задуманное, сотрудничая с учителями и одноклассниками?
  • Каковы особенности работы в группах?
  • Где найти и по какому принципу отобрать необходимую для реализации проекта информацию?
  • Как оформить и структурировать ее?
  • Как представить результаты своей работы так, чтобы они были интересны аудитории?
  • Почему рефлексия участников проекта очень важна?

Все это стало нашей каждодневной работой.

Мы работаем так: класс делится на подгруппы. Каждый ребенок занимается 2 часа в неделю. Один час – с учителем информатики и один час – с учителем-гуманитарием.

Что же делает учитель, преподающий компьютерные технологии? Показывает приемы создания презентаций в среде Power Point, знакомит с дополнительными графическими, звуковыми, навигационными возможностями этой программы.

Девятиклассники изучают графический редактор Photoshop CS 2, получают навыки работы с растровой графикой. Учащиеся занимаются поиском информации в электронных энциклопедиях, базах и банках данных в сети Internet, отбором и сохранением необходимой текстовой и графической информации. Дети знакомятся с понятием авторского права в информационном пространстве.

И все-таки заинтересовать учащихся мы решили не ценностью той или иной технологии в чистом виде, а тем, что можно постичь, используя ту или иную технологию.
  Мир – это зеркало, которое дает каждому человеку
отражение его собственного лица.

У. Теккерей

 

Мир обтекает нас:
все в нем…только мгновение нас самих…

Ортега-и-Гассет

Один из основных разделов программы по технологии – "Мир человека". Мы решили отойти от предложенных в данном разделе примерных творческих проектов "Утилизация отходов пластмассовых емкостей", "Салфетка для чая" и т.д. "Мир человека", на наш взгляд, тема гуманитариев.

В курсе Мировой художественной культуры (8 класс) изучалась русская культура 18-19 веков (всего 72 часа). Что самое интересное для детей в курсе русской литературы и культуры? Бесспорно, мир человека.

Так родился основополагающий вопрос всех проектов учащихся: "Чем мне может быть интересен мир другого человека?"

Проблемные вопросы проектов могут быть такими. Ценно ли то, что кажется бесконечно далеким? Что можно считать частью Русской культуры? Чем мне может быть интересен мир человека 18-21 веков? Какие же темы заинтересовали учащихся?

Каждый учащийся (или группа) выбрал свою "узкую" тему внутри проекта "Мир человека". Возвращение на уроках технологии к материалу, изученному в предыдущем учебном году (МХК – 2 часа в неделю) и изучаемому в этом году на уроках литературы, дало учащимся возможность сделать все "по-своему", то есть выбрать каждому то, что близко и интересно именно ему.

В процессе исследования наши ученики в рамках своих проектов в ином разрезе взглянули на различные процессы культуры и литературы 18, 19 веков. Так из предложенных для исследований тем выкристаллизовались следующие исследовательские вопросы учащихся:

  • Вельможа и его увлечения –> Охота – пережиток прошлого или реальность сегодняшнего дня?

  • Светский человек 19 века –> Бал 19 века – светская прихоть или обязанность?

  • Мир дворянской усадьбы –> Зачем светскому человеку нужна усадьба?

  • Моды пушкинского времени –> "Лихая мода наш тиран"?

  • Мода галантного века –> "Умом Россию не понять"? Парадоксальная мода 18 века.

  • Барское застолье –> Стали бы наши предки есть то, что едим мы?

  • Русский национальный театр –> Почему изменился театр, существовавший в 18 веке?

  • Дуэль в мире светского человека 19 века –> Почему дуэль ушла из нашей жизни? Является ли она культурным наследием Нового времени?

  • Дуэль в мире светского человека 19 века –> Как изменялись "серьезные" выяснения отношений между людьми без вмешательства государства на протяжении веков?

  • "Смолянки" –> Какое образование могла получить девушка в 18 веке?

  • Образование светского человека 19 века –> Чем наше образование отличается от образования дворян 19 века?

Результат деятельности учащихся – проект, самостоятельное исследование по теме. В дальнейшем работы учащихся могут быть использованы в рамках учебного процесса на уроках мировой художественной культуры, литературы, музыки в качестве дидактического материала.

В курсе технологии есть еще два крупных раздела – "Праздники" и "Профессиональное самоопределение". В рамках этих разделов учащиеся выполнят еще два проекта. Самый первый проект девятиклассников - приглашение на праздник.

Результат работы – авторский буклет и памятный знак к тому празднику, который в процессе изучения привлек внимание учащихся. При таком подходе каждый ребенок, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которые заинтересовали именно его, то есть делать все "по-своему", идти пусть неширокой, но своей тропой.

В рамках раздела "Профессиональное самоопределение" - создание контрольно-измерительных материалов по интересующим учащихся предметам.

Так в течение года девятиклассники последовательно работают над тремя проектами, которые имеют прямое отношение к разделу "Мир человека" не только в курсе технологии, но и в курсах мировой художественной культуры, литературы, русского языка.

Что нам дал такой подход к преподаванию технологии?

Мечты, которые сбываются,
- не мечты, а планы.

А. Вампилов

Учитель-филолог избавился от страха учителя - неуверенного пользователя, так как работает в паре с профессионалом.

Учитель информатики формирует у учащихся навыки работы с компьютерными технологиями не на случайных, незначительных темах, а на вопросах, которые требуют углубления в рамках курсов мировой художественной культуры, литературы, русского языка.

Итак, каждый преподаватель и каждый ученик делает все так, как ему нужно, то есть делает все по-своему. Учитель информатики работает в своей образовательной области, то есть занимается тем, в чем он профессионал – компьютерными технологиями. У учителя-филолога и учащихся появилась возможность в рамках основных разделов программы по технологии дополнительно изучать наиболее интересующие детей разделы гуманитарных предметов.

Наши ученики получили возможность отойти от репродуктивного метода постижения материала и вариативно вернуться к изученному ранее. Таким образом была реализована цель проекта. Ученики смогли не только углубить, детализировать свои представления о том или ином явлении русской культуры 18 – 19 веков, но и расставить личностные акценты: понять свои ценностные ориентации, осознать свои представления о мире, свои предпочтения.

В соответствии с программой образовательной области "Технология" формирование мировоззрения учащихся, их самоопределение – главная задача курса ("Технология" 9 класс), соответствующая федеральному образовательному стандарту.

Таким образом мы не только не потратили время своих основных предметов, но нашли дополнительные резервы для реализации и наших идей, и новых технологий.

Великая цель образования –
это не знания, а действия.

Г. Спенсер

Мы полагаем, что наши поиски начаты в верном направлении, тем более, что в перспективе – деятельностный характер образования, и наши ученики, решая ту или иную задачу, которую ставит перед ними жизнь, должны чувствовать себя уверенно: знать, как узнать! В самостоятельной жизни нашим выпускникам предстоит работать с огромным количеством информации, используя при этом современные информационные технологии.

Недавно нас пригласили на радиопередачу, в которой мы с учениками рассказывали о своем проекте. И вдруг один из наших смелых и независимых девятиклассников неожиданно выявил суть нашей общей работы. На простой и традиционный вопрос журналистки: "Кто же тебя всему этому научил?" - он ответил: "Да я делал-делал…и научился".

Эта реплика впоследствии не попала в эфир, так как мы, взрослые, еще не вполне готовы к пониманию важности того, что сказал ребенок. Однако сегодня образование идет по пути осознания важности самостоятельных исследований учащихся, пытается осмыслить проектную методику как один из способов познания, а значит и организации учебного процесса.

Итальянский драматург 18 века Карло Гольдони тонко заметил: "Мир – это прекрасная книга, но представляет мало пользы для того, кто не может ее прочитать". Может быть, наши ученики научатся читать ее!.. Компьютерные технологии – один из способов постижения нового, способ действования, от которого мы, филологи, не можем отвернуться, постигая мир и человека в нем.

Надеемся, наш опыт заинтересует преподавателей различных дисциплин, ведь мир человека – тема универсальная.

Сайт проекта