Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Значение воды в жизнедеятельности живых организмов": дети хотят знать все

Кохнюк Ольга Васильевна
школа № 79, г. Тольятти, Самарская обл.

1 сентября 2004 г. в МОУ школе №79 начал работать экологический кружок. В него вошли учащиеся 8-х классов. Была спланирована работа кружка. Мы проводили мероприятия по своему плану, а также участвовали в городских мероприятиях. Для членов кружка это было сложно, не хватало времени для подготовки всех мероприятий. И поэтому мы вышли за рамки кружка, привлекли ребят из других классов. Получилось так, что кружок стал координатором экологической работы в школе .

В первый же год работы кружка ребята не один раз побеждали в городских мероприятиях. Иванова Рита заняла первое место на районной олимпиаде по экологии, первое место на городской олимпиаде по экологии. Получили грамоту за участие в городской акции "Чистый пляж". Зорин Дима, Крюкова Ксюша, Мамедов Тимур, Зенкин Саша участвовали в научно-практической конференции "Эколог 21 века" и получили вторые и третьи места в городском конкурсе рефератов на экологическую тему по программе "Шаг в будущее".

Получили грамоту и подарок за участие в викторине "Птицы Среднего Поволжья", которая проводилась в краеведческом музее. Есть победители в фестивале "Экология в творчестве детей". Фестиваль проходил в два тура. На городской тур мы представили работы по всем номинациям: плакаты, рисунки, стихи, рассказы, сказки, фотоальбомы, композиции и поделки из природного материала. Наши работы выставлялись на выставке в Мэрии в мае 2005 года.

После того, как я прошла курсы обучения по Программе Intel "Обучение для будущего" и получила знания, появилась возможность разрабатывать свои собственные учебные проекты. Представьте себе пятиклассников: маленькие, с широко раскрытыми глазами, с пушистыми белыми бантиками. Послушные, умные. Это 5 "А". Их интересовало всё. Они хотели знать всё. С ними я делала учебный проект на тему "Значение воды в жизнедеятельности живых организмов".

Тема проекта соответствует учебной теме Программы для 5 класса. Авторы Программы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Изд-во "Дрофа". Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы: Природа. Введение в биологию и экологию. Авторы учебника: Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Изд-во "Вентана-Граф".

Цель проекта: Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края. Так можно ли жить без воды? - вот главный вопрос, на который хотелось ответить. Для решения главного вопроса надо было решить проблемные вопросы. С помощью проекта я хотела призвать всех учащихся школы к бережному и экономному расходованию воды в школе и дома.

Каждая группа проводила своё самостоятельное исследование. Целый месяц ребята работали над темой: ежедневно кабинет был открыт для детей. А материал всё прибывал. Куда только не доходили дети. Савина Юля со своей группой добралась даже до очистных сооружений, что в Комсомольском районе. И сотрудники по телефону рассказывали детям о своей работе. А чего стоят рейды детей по магазинам. Санников Вова со своей группой беседовал с продавцами о фильтрах по очистке воды. И продавцы на полном серьёзе давали детям информацию. А дети на полном серьёзе выполняли задание.

Сначала класс разбили на 2 половины. Но чтобы проект был содержательным, надо было провести много исследований. В итоге мы разделили первую и вторую половины класса на 5 групп. Группы получились маленькие. Зато не было на кого надеяться, и все дети, абсолютно все, включились в работу. Были четко прописаны технические задания. Результат выполнения заданий- презентации, публикация.

Презентация "Как сохранить водные ресурсы г.Тольятти для нынешнего и будущих поколений?"

  1. Взяли интервью у рыболова, построили график.

  2. Определили источники загрязнения водного бассейна г. Тольятти и пути загрязнения.

  3. Провели эксперимент "Влияние нефтепродуктов на перьевой покров птиц".

    Первое перо - контрольное. Второе - поместили в машинное масло на одну неделю. Третье - поместили в машинное масло на 2 недели. Затем чистили бензином, щеткой. Наблюдали, сделали выводы, результаты эксперимента занесли в таблицу.

  4. За время купального сезона пляж превращается в свалку. Одна из групп составила правила для отдыхающих.

  5. Осенью мы приняли участие в уборке пляжа от мусора. Старались. Получили грамоту. Выпустили сотню листовок и развесили их по подъездам 15 квартала.

Презентация: "Как сохранить чистую воду?"

  1. Узнали о разнообразии фильтров, изучили рынок в Тольятти.

  2. Изучили схему очистных сооружений. Кажется, для 5-го класса сложно. Но в этом большой плюс. Ребята водили пальцем по этим стрелкам и удивлялись, какое сложное оборудование, какие затраты, как сложно чистится вода, и эти дети будут беречь каждую капельку питьевой воды.

  3. Составили дневник наблюдений за расходом воды в школе. Детям предлагалась карточка-задание.

    Цель: выявить причины, из-за которых напрасно течет вода. Так: был не закрыт кран у столовой (неисправен). Вызвали сантехника. Текла вода в мойке на втором этаже. Дежурные плохо закрыли кран. Проведен инструктаж.

  4. Знакомились с приборами по учету расхода воды. Провели расчеты, составили диаграмму, сравнили бюджет семьи со счетчиком и без счетчика; сравнили тарифы за питьевую воду в Москве и в Тольятти.

  5. Выпустили газету "Советы школьного эколога".

С тех пор газета "Советы школьного эколога" стала выпускаться регулярно. Мы участвовали в городском конкурсе экологических газет и получили высокую оценку Департамента образования г.Тольятти, победили в номинации "Лучший дизайн".

Волга нас поит, кормит. Она является и местом отдыха. Все спешим на Волгу: на пляж, кататься на катере, на другой берег по грибы, на дачу, на турбазу…

Собрали фотографии, рисунки, рассказы, провели опрос, построили диаграмму, оформили стенд.

Ставилась цель: показать, в каком красивом месте мы живём, вызвать гордость за свой родной край. Результат работы: публикация на тему "Любимый уголок на Волге".

После презентации проекта в школе, учащиеся других классов тоже заинтересовались этой темой.

Уже другие ребята бегали с дневниками наблюдений, где отмечали расход воды в школе и выявляли причины, из-за которых течет вода.

А потом мы с ребятами решили выйти с проектом за пределы школы и привлечь внимание коллег и учащихся других школ к экологическим проблемам окружающей среды родного края.

Учащиеся 5 "А" класса принимали участие в городской научно-практической конференции "Первые шаги в науку" в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" и заняли призовое место в городском конкурсе экологических проектов. Их награждали на большой сцене Детского Дворца юного творчества г. Тольятти.

Как выпускница курсов Программы Intel "Обучение для будущего", я участвовала в городском конкурсе учебных проектов и стала финалистом V конкурса учебных проектов.

Осенью 2005 года были оформлены все необходимые нормативные документы для регистрации в реестре детских и молодежных общественных объединений при Департаменте Образования мэрии г. Тольятти.

На территории МОУ школы №79 стало действовать экологическое объединение "Мы-экологи", которое вошло в состав городской организации "Экосодружество".

Накопилось много материала, который вызывает уважение и имеет ценность. Где его разместить? Как его использовать, чтобы он имел воспитательное значение?

Надо было помещение, где этот материал был бы размещен по темам, по экспозициям, где могли бы собраться ребята для обсуждения вопросов, для проведения исследований, для подготовки сценариев праздников, для выполнения заданий городских экологических центров.

Был разработан уже второй проект. Тема: "Быть хозяином Земли".

Выполнить задание по реализации данного проекта поручили учащимся 6 "А" класса, бывшему 5 "А".

Цель проекта: создать лабораторию и внутришкольный экологический центр для развития дополнительного образования.

Это помещение стало центром дополнительного образования, центром всей экологической работы в школе. Здесь работают кружки, организована учеба актива, проводятся экскурсии, поддерживается связь с экологическими центрами города. Создано несколько экспозиций: "Центр - детям. Направления деятельности центра", "Исследовательская работа", "Наше творчество", "Цветущий город Тольятти", "Мы за здоровый образ жизни" и др.

В рамках школьного фестиваля учащиеся 6 "А" класса защищали свой проект в актовом зале школы перед администрацией, учащимися и родителями. Шестиклассники являются членами лекторской группы и экскурсоводами центра.

В следующем году мои ребята станут семиклассниками и будут изучать на уроках биологии царство животных. В свое тематическое планирование я включу в выбранные темы использование компьютера, мультимедиа, Internet. Изучение учебного материала методом проектов продолжится.

Сейчас со своей работой я вышла за пределы города Тольятти. Хочу поделиться опытом работы методом проектов с использованием ИКТ и показать, как мы с ребятами любим свой красивый г.Тольятти, какую работу проводим на уроках и во внеурочное время по экологическому воспитанию учащихся, чтобы наша Земля всегда была голубой и зеленой.