Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

Из дневника учителя физики

Канищева Людмила Ивановна
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, г. Воронеж
  Он взрослых изводил вопросом "Почему"?
Его прозвали "маленький философ",
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему"?

С.Я. Маршак

20.03.

"Быть... или не быть?" -
Вот в чем вопрос!

...Есть идея для организации исследовательской работы студентов... Но не настолько глобальных масштабов, чтобы задействовать всю группу. Конечно, можно привлечь к этой работе только прилежных ребят, но стоит ли их внимание отвлекать накануне экзаменов?

...Попробовать увлечь "самых бедовых студентов", которым учиться в принципе не интересно, причем неважно чему: физике, математике, биологии или литературе. Но это практически невозможно... Потерянный еще в школе интерес к учебе никакими традиционными методами обучения за год так и не удалось вернуть. А фраза: "...А зачем мне эта физика (математика, география...)?" уже стала жизненным кредо многих студентов. Наверное, придется отложить свою идею до лучших времен...

...А так хочется поучаствовать в конкурсе... Может быть, сделать последнюю попытку "сдвинуть груз с мертвой точки", может, напоследок все-таки удастся увидеть блеск интереса в глазах?

30.03.

"Ученье, как любая работа,
всегда утомляет тех,
кого не увлекает"

Решено: будем пробовать!

...Чтобы появился реальный шанс на успех, надо преодолеть у "не очень прилежных" студентов сформированный ранее барьер негативного отношения к физике. Для этого:

  • во-первых, нужно сделать им "такое предложение, от которого просто нельзя отказаться" т. е., чтобы каждый почувствовал личную выгоду, а именно предложу итоговую аттестацию в форме защиты разработанного проекта;

  • во-вторых, попробовать "соединить приятное с полезным": каждый знает, что на сегодняшний день единственным устойчивым интересом большинства молодых людей является компьютер. Поэтому ребят может привлечь идея работы не только с учебниками, но и электронными средствами, а также возможность лишний раз проявить себя компьютерными гениями;

  • в-третьих, тему проекта, проблемные вопросы, темы самостоятельных исследований сформулировать таким образом, чтобы в них не была заметна явная связь с физикой.

31.03.

"Важнейшая задача человечества -
научить человека мыслить"

Познакомила ребят с методом проектной деятельности. Ребята, ради которых была придумана эта затея, особого восторга не проявили, но и не отказались.

Была сформирована команда из 9 человек, которым было предложено задуматься над вопросом: "Можно ли доверять народной медицине?" Как и следовало ожидать, у ребят не нашлось сразу однозначного ответа. Это и послужило мотивацией для начала исследовательской деятельности студентов.

4.04.
  "Человека нельзя научить, развить, воспитать;
он может только научить себя сам,
т. е. научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитатьСЯ"

Чтобы обозначить единое направление работы ребят, перед ними была поставлена проблема: выяснить, можно ли измерить артериальное давление человека без тонометра? И в качестве гипотезы выдвинут на рассмотрение народный метод измерения давления с помощью нити, колечка и линейки. Примерные темы предложенных самостоятельных исследований звучали так:

  • Насколько точны измерения давления человека "народным тонометром"?

  • Как увеличить точность измерений давления человека математическим маятником?

  • Какое физическое явление лежит в основе работы "народного тонометра"?

  • Как изобрести "велосипед"? (в том смысле, каков алгоритм действий исследователя, когда он создает нечто подобное тому, что уже существует)

"...А папа у Васи силен математике..."

Планировалось производить серию измерений артериального давления тонометром и математическим маятником в домашних условиях, при этом для увеличения базы измерений желательно было привлечь членов семьи. Как выяснилось в последствии мамы и папы не только охотно приняли участие в измерениях, но и активно выдвигали версии для объяснения полученных результатов.

7.04-20.04.

"Семь раз отмерь – один раз отрежь"

Ребята разбились на две группы, но решили работать на экспериментальном этапе совместно, чтобы у всех был доступ к более полной базе произведенных измерений, а обработку и оформление конечных результатов производить по группам.

15.04.-29.04.
  "Поменьше учителя – побольше ученика"
"Обучение состоит не в том,
чтобы поместить нечто в другого человека,
а в том, чтобы извлечь уже имеющееся"

По результатам своей деятельности одна группа подготовила презентацию "Истина где-то рядом", в которой отражен ход исследований и предложены общие рекомендации начинающему исследователю.

А вторая группа выпустила буклет "Инструкция по применению дорожного тонометра", в котором оценивает точность измерений артериального давления методом математического маятника.

Интерес студентов к работе поддерживался не только увлекательностью процесса и необычностью информации, но и необходимостью освоения в процессе оформления результатов исследования редактора Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel из пакета Microsoft Office, возможностей поиска информации в Интернете.

29.04.

"Стать причиной своего успеха,
а не следствием обстоятельств"

Порадовали ребята и на последнем этапе защиты проекта, показав умение достаточно четко излагать свои мысли и вести диалог при обсуждении результатов исследований.

Участникам проекта было приятно осознавать интерес к своей работе, который проявили другие студенты группы.

На конечном этапе работы все исследования были объединены в единый сайт, которому мы дали творческое название "Учимся мыслить сами!"

1.05.
  "3нание бывает двух видов.
Мы сами знаем предмет -
или же знаем, где найти о нем сведения"

Проект завершен. Чего удалось достичь в итоге?

  • Ребята изучили весь базовый материал по физике? – Нет.
  • Научились решать задачи? – Нет.

Т. е. в традиционном понимании обучения конечные результаты проектной деятельности оставляют желать лучшего. Но вместе с тем нельзя забывать о том, что:

  • во-первых, удалось преодолеть барьер негативного отношения студентов и вернуть интерес к учебному процессу;

  • во-вторых, ребята научились проверять степень достоверности полученной информации, т. е. развили критическое мышление;

  • в-третьих, студенты овладели обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований;

  • в-четвертых, исследователи приобрели навыки командной работы, умение излагать результаты исследований в рамках предложенного стиля с использованием электронных средств.

P.S.: И кто знает, что важнее сегодня, чтобы среднестатический выпускник "все знал" по физике или "умел найти" интересующую его информацию и объективно оценить ее качество?

Сайт проекта