Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Все на ликвидацию "процентной" безграмотности!"

Горбачева Валентина Алексеевна
школа № 1, г. Сургут, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ Югра

"Высшее назначение математики –
находить порядок в хаосе,
который нас окружает."

(Норберт Винер)

Я работаю учителем математики в школе, где в каждой параллели есть математический класс. В отличие от "сильных" и любознательных детей, занимающихся углубленным изучением предметов, учащиеся общеобразовательных классов, сталкиваясь со сложной темой, иногда задают вопрос: "Пригодится ли нам это в жизни?"

Чтобы поддержать интерес к изучению предмета мне приходится использовать самые различные методы. Что-то получается, и это используется многократно, а от чего-то сразу приходится отказываться, но всегда хочется, чтобы основные темы при изучении математики были усвоены.

Как сделать изучаемый предмет более доступным и интересным? Какие методы, средства и технологии необходимо использовать, чтобы развивать у учащихся память, внимание, мышление, творческие способности? На помощь приходит метод проектов, знакомство с которым началось на курсах Intel "Обучение для будущего" под чутким руководством тьютера – завуча школы Громовой С.Ф.

Она, как учитель информатики и кандидат педагогических наук, предъявляя высокие требования к своей и нашей работе, буквально "заразила" нас своей неиссякаемой энергией, стала движущим рычагом в системе обучения методу проекта, оказывая большую методологическую и методическую помощь.

Использование метода проекта для большинства учащихся не представляется возможным, пока не найдена значимая для них тема. И надеяться на их активное участие, было бы лишней тратой времени - "подхватят" немногие. А хочется увлечь школьников, испытывающих трудности в изучении предмета. На момент проведения проекта учащиеся 6 классов сургутской школы №1 должны были изучать по программе "Отношения и пропорции", где рассматриваются задачи на проценты.

Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. И поэтому тема "Проценты" легла в основу создания нашего проекта.

Вспоминая поговорку "Всего веселее свои денежки считать. Свои денежки считать не прискучит", я предложила детям окунуться в мир математики и экономики. Шестиклассники выдвинули и доказали гипотезу о том, что "если сейчас вложить в банк 2 000 рублей, то можно не думать о финансовых затратах на выпускной вечер по окончании средней школы". По мере работы над проектом возник целый ряд вопросов, которые учащиеся пытались разрешить:

  • Будет ли прибыль одной и той же, если вкладывать деньги в банк врозь или сообща?
  • Как выгоднее вкладывать деньги: на маленький или большой срок?
  • Где можно получить большую прибыль - в банке, начисляющем простые или сложные проценты?
  • Можно ли прожить на проценты, не работая, если в банке миллион? А два?
  • Не "съест" ли инфляция нашу прибыль?

Всем учащимся нашлась работа "по плечу". Они разбились на четыре группы. "Историки", вспомнив слова Г.В.Лейбница: "Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет", занимались сбором информации о возникновении процентов, искали интересные сведения о них. "Информаторы" узнали о действующих на территории нашего города банках и об условиях вкладов, влияющих на прибыль вкладчиков.

"Теоретики и практики" разбились на две подгруппы, где первая подбирала интересные задачи на проценты, вторая – занималась выводом формул простого и сложного процентного роста, без которых невозможно подсчитать прибыль в банках. Самым главным этапом был расчетный. Ребятам этой группы пришлось рассчитать прибыли в банках в зависимости от разной первоначально вложенной суммы, годовой процентной ставки, капитализации, инфляции.

Для более полного раскрытия темы на каждом промежуточном этапе происходили обсуждения полученных результатов, где учитель выступал в роли друга и помощника. А дети, общаясь друг с другом, вносили новые предложения, дополнения и корректировки.

Они, по своей инициативе, проводили анкетирование родителей по вложению денежных средств в банки нашего города, фотографировали банки, в которых можно открывать счет по депозитам, находили интересные эпиграфы, касающиеся своей работы. Предлагали вкладывать деньги в банк только на маленькие сроки, а затем продлевать договор или открывать счет в других банках. Учащиеся с большим энтузиазмом отвечали на поставленные вопросы, выходя за рамки школьной программы и привлекая к сотрудничеству взрослых.

Защиту проекта решили представить на конференции ко "Дню открытых дверей" школы. Учащиеся и родители разных классов смогли ознакомиться с данным проектом и оценить его. Затем мы приняли участие в городском конкурсе краткосрочных образовательных проектов "Неинтересная жизнь", и, набрав большее количество голосов, стали его победителями.

У юных исследователей улучшились взаимоотношения в коллективе, появился опыт публичного выступления, уверенность в необходимости изучения математики, так как, в данном случае, они сами решали практическую задачу и видели востребованность результата своей работы взрослыми, которые заинтересовались, а некоторые воспользовались разработанными рекомендациями по оптимальным вложениям денежных средств в банки нашего города.

Что же касается меня, то я теперь уверена, что слова немецкого философа и ученого VIII в. И. Канта "Учить надобно не мыслям, а мыслить" имеют большое значение и являются приоритетным принципом в обучении математики. А прийти к такому выводу мне помогла программа Intel "Обучение для будущего". Подробнее познакомиться с нашим проектом можно по адресу http://teacher1.s86.ru

Сайт проекта