"На урок за миллионом"
 Барышева Людмила Владимировна
школа № 3, г. Харабали, Астраханская обл.
|
 |
|
Как компьютер понимать,
миллион в нём "откопать"
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
|
Сегодня, вот уже десять лет, как я работаю учителем информатики. Первый мой компьютер (после Агат) был IBM 386 SX класс С (с NortonCommander и Windows 3.1). С ним я сделала первые шаги в необъятный мир компьютерных технологий. Сначала казалось, всё очень просто, понятно. Но потом…
Каждый день я погружаясь в этот мир, начинала понимать, что я ничего не знаю о нём. Компьютеры совершенствуются, программы появляются новые с очень большой скоростью. (Лучше бы с такой скоростью росла учительская зарплата.) Одной справляться с таким потоком информации очень сложно, нужны консультанты. Но где их взять???
В то время моими консультантами стали студенты - "вчерашние" наши выпускники. Сегодня – мои ученики. Путин Владимир, ученик 11 А класса, с 9 класса занимает призовые места в областных олимпиадах по информатике, в этом году – второе; Янчевский Егор, ученик 11Б класса, всю жизнь занимается информатикой и спортом, читает очень много компьютерной литературы, имеет II юношеский разряд по легкой атлетике; Бочарникова Юлия, ученица 11Б класса, активистка, спортсменка и просто красавица, в её голове неограниченное количество фантазии и творчества. Они действительно знают не меньше, чем я.
Сегодня в нашей школе 60 % одиннадцатиклассников имеют дома компьютеры. Иногда урок объяснение нового материала превращается во что-то вроде заседания "компьютерных специалистов", на котором все делятся своими знаниями, находками по данной теме. Это, конечно, здорово.
Но есть одно но, компьютер для них всё равно остаётся в первую очередь как инструмент для развлечения, даже зная его возможности. Конечно, здесь виновата школьная система. Какое домашнее задание может сделать ученик на компьютере? Сегодня для многих учителей ответом будет реферат!
В лучшем случае ученик печатает его сам на компьютере или готовый берёт из Интернета, а потом получает на следующий день пятёрку. И мало кто задумывается о том, что сегодняшнее поколение "растёт на компьютерах", поэтому спрос должен быть с него "особый".
Наверно, поэтому я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов и именно это направление я описывала в своей работе на конкурсе "Учитель года-2001". Правда само оформление проекта я представляла другим, но основная цель для учащихся осталась та же: "изучить, провести исследование, создать свой информационный продукт".
Методика проектов "Intel Обучение для будущего" позволила "упорядочить" мою работу в этом направлении и в очередном школьном проекте "Как стать миллионером". Данный проект открывает ученикам путь к сокровищам информатики: алгоритмы и стратегия выигрыша, программы и Visual Basic, HTML и Web-сайт, PowerPoint и Excel, Publisher и просто общение на уроке и вне урока. И чтобы путь был более "гладким", у каждого ученика был "свой план", соответствуя его возрасту и программе образовательной области "Информатика". Овладев сокровищами, ученик становится богатым знаниями, умениями и навыками.
Проект позволяет формировать: информационную культуру у учащихся 4 классов, понятийное мышление у учащихся 9 классов, объектно-ориентированный подход к программированию у учащихся 11 классов, культуру использования новых информационных технологий в своей деятельности. Лучшие работы учеников мы поместили на сайте.
Сегодняшние ученики 4 класса в научно-исследовательский проект вовлекались впервые, поэтому для них была сделана заготовка буклета, где ребята должны были вписать ход исследований и выводы самостоятельно. Идею ребята приняли на "Ура!" и выполняли работу с удовольствием. Грамотно изложены и аккуратно проведены записи, оказалось, у некоторых учеников. С ними мы и выполнили до конца буклет на компьютере.
Когда я прочитала задачи для исследований по теме "Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки" ученикам 9 класса, я услышала свои варианты ответов с подтекстом "Что тут непонятно? Это будет…". Я могла ответить, только так: "Вот Excel. Проверьте!". Каково было их удивление, когда были получены результаты. И несмотря на мой строгий план представления исследования, были работы, которые по- своему "повернули" ход презентации, например, как у Стрекнёвой Анастасии (9А класс).
Ученики 11 классов восприняли идею создания игры "Случайный миллионер" и Web-сайта в её поддержку можно сказать с ужасом. Но по ходу изучения тем, ужас исчезал. Даже у тех, кто пришёл в десятый класс из другой школы, где не изучалась информатика. Разделы "Основы объектно-ориентированного программирования" и "Основы языка разметки гипертекстовой страницы" были успешно изучены.
Применение знаний, умений и навыков можно увидеть в нашем проекте. А пока я предлагаю познакомиться с сайтом Сапрыкиной Надежды. Очень хотелось бы, чтобы её талант будущего журналиста не остался незамеченным.
Подведение итогов проекта "Как стать миллионером?" проходило в три этапа. Сначала на уроках мы отобрали самые лучшие работы. Затем в рамках недели информатики (12 апреля) они были представлены на очередном заседании Школьного информационного центра (ШИЦ) "Компас".
Ребята защищали свои работы. Актив "Компаса" обсуждал недостатки и достоинства работ, рекомендовал учащимся устранить недостатки. Ребята обсуждали, какие работы можно отобрать для Web-сайта нашего проекта. Выступающие отнеслись к этому с пониманием. Ещё в течение двух недель ребята совершенствовали свои работы. В этом им помогали консультанты центра.
10 мая состоялась презентация всего проекта. Перед большой школьной аудиторией выступили участники проекта и актив ШИЦ "Компас". Участники проекта получили сертификаты, дающие право на получение отличной отметки по соответствующим темам предмета.
Лучшие работы были поощрены дисками CD-RW, чтобы ребята могли перезаписывать информацию на них миллион раз по 800 миллионов байт. Выступающих слушали учащиеся школы, их родители, учителя. МЫ – ученики и я – показали результат современного совместного сотрудничества.
Очень много времени было проведено учениками в компьютерном классе и дома за работой над проектом. Я думаю, что компьютер, как игрушка, на это время для них отошёл на второй план. Сейчас, для них компьютер – это не только инструмент для достижения цели в проекте, но и средство для "зарабатывания" отличной отметки за качественные знания.
Сайт проекта