Международный педагогический мастер-класс 2004 Международный педагогический мастер-класс 2004
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Истории успеха моих учеников


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

Потенциал сотворчества

Колосков Александр Викторович
Московский Дворец детского (юношеского) творчества, лицей №1525 "Воробьёвы горы", г. Москва

Биология
8-9 класс
Цифровая микрофотография, презентации, поиск в Интернете
  фото автора   Московские школьники создают электронные учебные пособия, используя цифровую микрофотосъемку и собственные рисунки.

Как необычно могут возникать у учителей интересные идеи! Как-то раз, ведя урок биологии, педагог московского лицея №1525 Колосков Александр Викторович заметил, что один из учеников «бездельничает» - рисует что-то. Поскольку на уроке изучались птицы, пришла мысль в шутку дать ему задание – нарисовать сову. Ребята рассмеялись, услышав это предложение. Тут другой ученик выпалил: «Комикс!». Рисование комиксов – его увлечение. И теперь уже ему с другом было предложено нарисовать комикс по сказке В. Бианки «Сова». А ребята и сами увлеклись этой идеей. Буквально за день, на переменах, они его нарисовали. Комикс получился очень хорошим, не только с юмором, но и с явным потенциалом для экологического образования. Потому на пятёрках, полученных юными художниками за эту работу, дело не остановилось. Дальше возникла идея сделать «мультик» - презентацию в MS PowerPoint. И вскоре она была готова – получилось целостное произведение - озвученное чередование картинок комикса.

В классе мультимедиа-сказка произвела фурор. А затем её показали администрации, на которую она произвела сильное впечатление. Сказку демонстрировали на отчётном педагогическом совете. Директор направил её на выставку «Экспо-наука-2003», где она была отмечена грамотой. Затем Богачев Артём и Леднёв Сергей благодаря этой работе завоевали I место на эколого-гуманитарной секции городского конкурса «Мы и биосфера» и на конкурсе ученических проектов Гагаринского района. Демонстрация сказки помогла завоевать и педагогу звание лауреата конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2004». Но, главное, - теперь эту сказку можно применять на уроках биологии, экологии, и на занятиях групп дополнительного образования. Она доступна для свободного скачивания на сайте http://ecosova.hotmail.ru , созданном, кстати, тоже руками детей.

«Мультимедийная сказка, плод труда школьников - готовое пособие для обучения других школьников! Это ведь здорово! – восклицает Александр Викторович, - Ребята лучше понимают сверстников, они понимают, как доходчивее донести до них ту или иную идею.»

Но этот пример успешного применения информационных технологий в учебном процессе лицея «Воробьевы горы» и Дворца творчества, хотя и наиболее яркий, но не единственный. Особенно в экологическом и биологическом образовании.

Поддерживать интерес к учёбе, получению знаний очень помогает коллекция мультимедиа-энциклопедий на дисках. Как в библиотеке ученик берёт заинтересовавший его диск, дома или у знакомых изучает. Кроме того, в Интернете есть несколько бесплатных экологических игр (например, игра WWF «Спасти леопарда!»). Их удалось скачать и записать на диск. Учащиеся по очереди берут его домой, устанавливают с него заинтересовавшие игры, и играют в свободное время – и досуг, и польза. Эти игры помогают ребятам «на практике» усвоить различные экологические закономерности. А учителю легче и интереснее потом обсуждать их с учениками.

При создании своих разработок ученики активно используют цифровую фотосъемку. Цифровая микрофотография для многих пока еще в диковинку. Однако ребята на занятиях с микроскопом с удовольствием фотографируют мельчайших обитателей прудов и почв. А снимки некоторых таких представителей трудно найти даже в Интернете. Из этих снимков получаются хорошие наглядные пособия для уроков биологии. Фотографии можно демонстрировать в напечатанном виде и на экране – с помощью мультимедиа-проектора. Из снимков делаются обучающие игры, они применяются на викторинах и олимпиадах. За последние два года занятий ученикам Колоскова удалось накопить около 1000 неплохих фотографий. Фрагменты цифровой микровидеосъёмки доступны для скачивания из сети Интернет. Их тоже можно демонстрировать на уроках и внеклассных занятиях.

Ещё учащиеся делают свои Интернет-сайты. Размещают их на серверах с бесплатным хостингом, откуда они часто потом исчезают. Важно, однако, то, что ребята стараются, прикладывают свои знания по различным предметам в сфере, которая их особенно интересует – информатике. А один из сайтов, сайт о палочниках, даже занял 2 место в окружном конкурсе творческих работ учащихся Москвы по ИТ в номинации «Сайты».

Нельзя не отметить, что при представлении на различных конференциях и конкурсах учащиеся всё чаще применяют презентации в MS PowerPoint. И их качество растёт.

Ребята делают презентации с большим интересом и старанием. Так же как и сайты, и микрофотографии. Им нужно только немного помогать. И такое сотрудничество, сотворчество учащегося и педагога – прекрасная перспектива, предоставляемая современными информационными технологиями.