ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Коновалова Ольга Викторовна,
учитель биологии гимназии № 1538, г. Москва (id 045) |
Материал: |
Элективный курс "География животных с основами зоологии" (интегрированный курс по материалам биологии, экологии, географии) |
Дата: |
21 марта 2006 г. |
Пояснительная записка.
Элективный курс предоставляет учащимся сведения о географии животных. Он дает возможность получить целостное представление о животных, населяющих нашу планету. Ведущей идеей курса является рассмотрение взаимосвязи строения и функции животных со средой и местом их обитания. Существующие программы по биологии и географии не предполагают глубокое изучение данного материала.
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 8-9 классов естественного направления. Курс также может быть интересен и учащимся других направлений, увлекающихся биологией и географией.
Курс носит обучающий и развивающий характер.
Цели курса: формирование у учащихся представления о географическом распределении животных и их распространении на нашей планете, как в настоящее время, так и в прошлом.
Задачи курса:
- изучить современное распределение животных, выяснить закономерности и объяснить причины распределения и размещения, как отдельных видов, так и целых фаун;
- проанализировать пути и причины формирования и изменения территориальных комплексов животных;
- проанализировать взаимосвязь строения и функции животных со средой и местом их обитания;
- изучить изменение фауны и населения животных под влиянием деятельности общества;
- продолжить развитие интеллектуальных и творческих способностей в ходе анализа изучаемых явлений;
- развивать способности самостоятельного приобретения знаний
- научить создавать тематическое портфолио
Основные формы и методы: лекции, семинары, беседы, работа в группах, практические занятия, экскурсии, создание тематического партфолио.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать современное распределение животных на нашей планете
- учащиеся должны знать причины формирования и изменения территориальных комплексов животных
- учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, работать с научно-популярной литературой
- учащиеся должны научиться создавать тематическое партфолио
Курс рассчитан на 31 час. Предлагается для ведения в 8-9 классах.
Литература.
- Второв В.В., Дроздов Н.Н. «Биогеография материков» М «Просвещение» 1974
- Воронов А.Г., Дроздов Н.Н. «Биогеография с основами экологии» ИКЦ «Академкнига» 2003
- Кобышев Н.М. «География животных с основами зоологии» М «Просвещение» 1988
- Мордкович В.Г. «Основы биогеографии» КМК 2005
Тематическое планирование:
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Лек-ции |
Семи-нары |
Экс-кур-сии |
Форма контроля |
1. |
Страницы истории |
2 |
2 |
- |
- |
Фронтальный опрос |
|
1. История развития зоогеографии |
|
|
|
|
|
|
2. Важнейшие направления развития современной зоогеографии |
|
|
|
|
|
2 |
Животные как компонент биосферы |
4 |
1 |
3 |
- |
Тест |
|
3. Основы зоологии, основы систематики |
|
|
|
|
|
|
4. Понятие о биосфере |
|
|
|
|
|
|
5. Роль животных в биосфере |
|
|
|
|
|
|
6. Животные как элемент ландшафта |
|
|
|
|
|
3. |
Основные закономерности распределения животных |
4 |
2 |
2 |
- |
Тест |
|
7. Понятие о факторах среды |
|
|
|
|
|
|
8.Понятие об ареале |
|
|
|
|
|
|
9.Фауна |
|
|
|
|
|
|
10. Расселение животных |
|
|
|
|
|
4. |
Животный мир основных фаунистических областей суши земного шара |
8 |
1 |
5 работа в гр. |
2 зоолог. музей, зоопарк |
Создание тематического партфолио |
|
11. Новозеландская область |
|
|
|
|
|
|
12. Австралийская область |
|
|
|
|
|
|
13. Полинезийская область |
|
|
|
|
|
|
14. Неотропическая область |
|
|
|
|
|
|
15. Эфиопская область |
|
|
|
|
|
|
16. Мадагаскарская область |
|
|
|
|
|
|
17. Индо-Малайская область |
|
|
|
|
|
|
18. Голарктическая область |
|
|
|
|
|
5. |
Материковая фауна России |
6 |
1 |
4 |
1 зоолог. музей |
Создание тематического партфолио |
|
19. Побережья арктических морей. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
20. Зона тундр. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
21. Тайга. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
22. Широколиственные и смешанные леса. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
23. Степи. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
24. Полупустыни. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
25. Горные системы России. Особенности и состав фауны |
|
|
|
|
|
|
26. Московский регион. Особенности и состав фауны. |
|
|
|
|
|
6. |
Океаническая и морская фауна |
2 |
1 |
- |
1 зоолог. музей |
Создание тематического партфолио |
|
27, 28 Зоогеографическое районирование Мирового океана |
|
|
|
|
|
7. |
29-31 Представление тематических партфолио учащихся |
3 |
- |
3 |
- |
Защита партфолио |
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|