ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Никитина Валентина Александровна,
учитель биологии школы № 113, г. Казань (id 031) |
Материал: |
Элективный курс "Животные и растения в геральдике" |
Дата: |
21 марта 2006 г. |
Пояснительная записка.
Программа элективного курса предусматривает 34 часа (1 раз в неделю). Она рассчитана для повышение активности учащихся, их заинтересованности предметом биологии.
Концепция модернизации Российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль, в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. К государственной символики любой страны относят герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение истории и выражение патриотизма ее граждан. Особый интерес вызывает изображение растений и животных на гербах и флагах, что позволяет учащимся развивать знания о биологии и биогеографии растений и животных; воспитывать нравственное отношение к природе и культурным ценностям человечества.
Цели курса: принять личностью государственной символики как ценности, развивающие познавательные интересы, художественные способности.
Задачи курса:
- Раскрыть и углубить биологические знания о животных и растениях;
- Овладеть знаниями, умениями описывать гербы;
- Формирование учащихся чувственно – эмоциональной сферы;
- Воспитание коллективизма, неповторимости каждого;
- Эмоциональное отношение к окружающему миру;
- Выработка умений и навыков экологической грамотности в окружающей среде
Данный курс может быть представлен как отдельный элективный курс для профильного обучения, также войти в содержание курса "Биология", либо стать основой для проведения практических занятий, выполнения проектов в системе профильного обучения в 9 классе.
Значительное место в данном курсе занимают растения и животные. Ряд практических работ можно проводить во время изучения соответствующих тем.
На занятиях предусматривается работа в группах. Презентация полученных группой результатов и выводов всего класса.
Способы оценивания достижений обучения.
Достижение результативности фиксируется по полноте и правильности выполнения обучающимися заданий. Предполагается проведение анкетирования вначале и в конце курса, для получения сведений о результатах знаний, представлений о природе, знание символики, уровня патриотизма. Изучение курса будет способствовать развитию кругозора учащихся, их приобщение к мышлению масштабами общества, государства, человека.
Основные формы и методы: применение интерактивных методов обучения (мозговой штурм, работа в группах, ролевые игры, защита мини – проекта, презентация, мини-лекции).
Литература.
- Пчелов Е.П. Государственные символы России – герб, гимн, флаг. М.,2002г
- Красная книга Республики Татарстан
- Раса Т.С.Книга о животных и растениях П.,1971г
Тематическое планирование:
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Лек-ции |
Прак-тика |
Экс-кур-сии |
Форма контроля |
I. |
Вводная лекция "Государственная символика" |
1 |
1 |
- |
- |
Анкетирование |
II. |
Государственный герб |
7 |
|
|
|
|
|
История развития герба |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
Форма гербового щита |
1 |
- |
1 |
- |
- |
|
Цветовая гамма герба |
1 |
- |
1 |
- |
- |
|
Деление щита герба |
1 |
- |
1 |
- |
- |
|
Основные части герба |
1 |
- |
1 |
- |
- |
|
Геральдические фигуры |
2 |
- |
2 |
- |
Презентация внешнего вида герба |
III. |
Животные в геральдике |
11 |
|
|
|
|
|
Животные эндемики |
1 |
- |
- |
1 |
- |
|
Научная классификация животных |
1 |
- |
- |
- |
Проведение игры "Крестики – нолики" |
|
Названия городов произошедшие от названий животных |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Мифические животные в гербах |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
Животные в гербах, занесенные в "Красную книгу" |
2 |
- |
- |
- |
Презентация |
|
Промысловые животные |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Изображение мифических животных |
1 |
- |
- |
- |
- |
IV. |
Растения в геральдике |
8 |
|
|
|
|
|
Растения эндемики |
2 |
- |
- |
2 |
- |
|
Научная классификация растений |
1 |
- |
1 |
- |
- |
|
Растения, изображенные на гербах |
2 |
- |
- |
- |
Презентация |
|
Название городов в честь растений |
1 |
- |
1 |
- |
Анкетирование 2 |
|
Обобщение по теме |
2 |
- |
- |
- |
Проведение игры "Крестики – нолики" |
V. |
Практические работы |
6 |
|
|
|
|
|
1. Создание эмблемы команды, класса |
2 |
- |
2 |
- |
Презентация |
|
2. Гербы Российских городов |
2 |
- |
2 |
- |
Презентация |
|
3. Гербы зарубежных городов |
2 |
- |
2 |
- |
Презентация |
VI. |
Рефераты |
3 |
|
|
|
|
|
"Знаки и эмблемы России" |
1 |
- |
- |
- |
Защита рефератов |
|
"Спортивная атрибутика" |
1 |
- |
- |
- |
Защита рефератов |
|
"Государственные символы Республики Татарстан" |
1 |
- |
- |
- |
Защита рефератов |
|
Итого: |
36 |
|
|
|
|
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|