ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Васина Марина Александровна,
учитель биологии школы № 114, г. Москва (id 046) |
Материал: |
Интегрированный урок "Ботанико-географическая экскурсия" |
Дата: |
21 марта 2006 г. |
Уважаемые коллеги! В 2003 году наша школа начала свою деятельность в дистанционной олимпиаде по теме «Лекарственные растения». Тогда я представляла программу проведения летней практики по ботанике, а сегодня предлагаю вашему вниманию разработку одного из занятий, где прослеживаются межпредметные связи: биология 6 класс «Растения и окружающая среда», «Многообразие живых организмов», экология «Многообразие биогеоценозов и взаимосвязи в них»,география 6 класс «Взаимосвязь компонентов природы».
Тема занятия «Знакомство с флористическим составом природного сообщества» (Ботанико-географическая экскурсия). Это занятие могут проводить учителя географии и биологии, или один из них.
Цель: На практике убедиться о взаимосвязях растений как компонентов природного комплекса с факторами живой и неживой природы.
Первая часть занятия проходит в учебном кабинете, где учащиеся вспоминают, формулируют основные понятия по этой теме из двух курсов (географии и биологии)
- Учащимся предлагается вспомнить: географическая оболочка; биосфера; природное сообщество (комплекс);растительность. Они дают определения.
- Учащиеся делятся на группы и получают практические задания: изучить компоненты природного комплекса и дать им описание. С этой целью в группе выбираются учащиеся, которые после соответствующей подготовки и консультации учителя, проведут экскурсию: географическую, биологическую и экологическую.
- Учащиеся получают информацию об оформлении результатов экскурсии.
Вторая часть занятия проводится на природе.
Географическая экскурсия включает в себя рассказ о географическом положении, рельефе местности, горных породах которые его слагают, почвах, особенностях атмосферного воздуха (влажность, направление), поверхностных водах.
Биологическая экскурсия включает в себя рассказ и демонстрацию натуральных объектов видового состава данного природного комплекса, их взаимосвязь между собой и факторами неживой природы, на особенности сезонных изменений в их жизни.
При проведении экскурсии необходимо указать на присутствие в природном комплексе разнообразных живых организмов: растений, животных, грибов и тд. Необходимо показать пищевые взаимосвязи.
Экологическая экскурсия включает в себя информацию о состоянии природного комплекса, влиянии хозяйственной деятельности человека, охрана. Причины смены.
Можно провести все три экскурсии в каждой группе, но это займет много времени, учащиеся устанут, а можно провести одну тематическую экскурсию для одной группы, другие для других групп.
На подведении итогов все три группы обмениваются полученными результатами, представляют свой отчет, который может включать в себя собранные гербарии, рисунки, фотографии, графики и таблицы (может быть оформлен стенд).
В результате занятия у учащихся происходит формирование мировоззренческих понятий о единстве живой и неживой природы, тесной взаимосвязи между ними ( на бигеоценотическом уровне).
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|