ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Конторщикова Наталия Васильевна,
учитель биологии школы № 85, г. Москва (id 060) |
Материал: |
Элективный курс "Округ, в котором мы живем" |
Дата: |
24 марта 2006 г. |
Пояснительная записка.
Воспитание неравнодушного к судьбе своей станы человека начинается с воспитания неравнодушия к "малой родине" – месту, где человек родился и провел детство. Поэтому важным представляется дать учащимся представление о той местности, в которой они живут, ее географическом положении, природных условиях, истории.
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 7-8 классов, которые уже имеют начальные представления по географии, биологии, знакомились на уроках москвоведения с историей Москвы. Предусмотрено более детальное ознакомление с флорой и фауной своего региона, на что во время уроков отводится очень мало времени, овладение элементарными навыками проведения простейших экологических исследований окружающей среды своего района.
В рамках курса учащиеся смогут применить свои знания и навыки работы с картами и схемами, познакомится с историей населенных пунктов, давших начало районам округа и соотнести их со своими знаниями истории России того времени.
Цели курса: воспитание у учащихся патриотизма через знакомство с местностью , в которой они живут.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с особенностями географического положения округа, актуализируя имеющиеся знания и навыки по географии;
- познакомить учащихся с историей своего округа, привлекая имеющиеся знания по истории Москвы и России;
- продолжить расширение знаний по биологии растений и животных нашего региона на примере экосистем нашего округа;
- продолжить формирование навыков простейших экологических исследований окружающей среды на примере округа;
- продолжить формирование навыков работы с литературой и другими источниками информации;
- продолжить формирование навыков работы в группе.
Основные формы и методы изучения курса – лекции, беседы, практические работы, работы по оформлению результатов исследований, групповые работы.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать географическое положение, административное деление округа;
- учащиеся должны знать гербы районов округа и историю их возникновения, историю селений, на основе которых возникли районы округа;
- учащиеся должны знать особенности природных ресурсов округа, иметь представление о разнообразии растительного и животного мира;
- учащиеся должны знать охраняемые природные территории округа и их значение;
- учащиеся должны уметь проводить простейшие исследования по определению качества окружающей среды;
- учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, работать с научно-популярной литературой и другими источниками информации;
- учащиеся должны составить подборку материалов для информационного стенда "Наш округ".
Курс рассчитан на 35 часов.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Лек-ции |
Семи-нар |
Прак-тич. р-ты |
Экс-кур-сии |
1. |
Особенности географического положения округа. |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
1.1. |
Изучение географического положения округа по картам и схемам. |
- |
- |
- |
1 |
- |
1.2. |
Характеристика почвы и водных ресурсов. |
- |
1 |
- |
- |
- |
1.3. |
Составление физической и административной карты-схемы округа. |
- |
- |
- |
1 |
- |
2. |
История округа. |
8 |
6 |
- |
1 |
1 |
2.1. |
Памятники археологии на территории округа. |
- |
2 |
- |
- |
- |
2.2. |
Нанесение памятников археологии на карту-схему округа. |
- |
- |
- |
1 |
- |
2.3. |
История последних столетий: деревни и села. |
- |
2 |
- |
- |
- |
2.4. |
20 век: изменения и события.
Гербы районов, история их возникновения.
Их именами названы улицы. |
- |
2 |
- |
- |
1 (№1) |
3. |
Природа округа. |
13 |
5 |
2 |
1 |
6 |
3.1. |
История формирования ландшафтов округа. |
- |
1 |
- |
- |
- |
3.2. |
Лесопарки округа, их расположение и статус. |
- |
- |
- |
1 |
- |
3.3. |
Растения округа. |
- |
- |
- |
- |
3 (№2, 3, 4) |
3.4. |
Растения Красной книги Москвы на территории округа. |
- |
- |
1 |
- |
- |
3.5. |
Животные округа. |
- |
4 |
- |
- |
2 (№5, 6) |
3.6. |
Животные Красной книги Москвы на территории округа. |
- |
- |
1 |
- |
- |
4. |
Экологическое состояние округа. |
12 |
2 |
4 |
5 |
1 |
4.1. |
Современная экологическая обстановка в округе. |
- |
1 |
- |
- |
- |
4.2. |
Практическая работа по оценке количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. |
- |
- |
1 |
3 |
- |
4.3. |
Практическая работа по оценке загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
4.4. |
Изучение влияния судоходства и вытаптывания растительности на состояние береговой линии. |
- |
- |
1 |
- |
1 (№7) |
4.5. |
Экологическое состояние микрорайона по данным практических работ |
- |
- |
1 |
- |
- |
Список экскурсий:
- Наш район во время войны - Аллея Жизни, памятник погибшим в ВОВ.
- Экскурсия по изучению травянистых растений на школьном дворе.
- Экскурсия по изучению кустарников на школьном дворе.
- Экскурсия по изучению древесных пород на школьном дворе.
- Животные околоводных и пресноводных сообществ.
- Следы жизнедеятельности животных, определение птиц по голосам.
- Изучение влияния судоходства и вытаптывания растительности на состояние береговой линии.
Основная литература.
- Северо-Западный округ Москвы. – М: Энциклопедия российских деревень, 1997.
- Экономико-географический журнал Комплексные Атласы городов России. Москва. 850 лет. Выпуск 1 – М.: Изд-во "Город", 1997.
- Атлас. Чудеса живой природы Москвы. Научно-популярное издание (под общей редакцией А.А. Минина). – М.: Изд-во ООО "НПЭЦ "ПАСЬВА", 2003.
- Животные в Москве: Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы/ Под общей редакцией А.А.Минина, М.В. Глазова. – М.: "ПАСЬВА", 2004.
- Красная книга города Москвы. М.: АБФ, 2001.
- Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Подмосковья от А до Я. – М.: Изд-во Государственного Дарвиновского музея, 2005.
- Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Учебное пособие по экологическому образованию школьников.-М.: Галактика, 2000.
- Губанов И.А., Киселева К.В. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России в 3-х т. – М.: Изд-во ООО "Товарищество научных изданий КМК", 2002.
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|