эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Конторщикова Наталия Васильевна,
учитель биологии школы № 85, г. Москва (id 060)
Материал: Элективный курс "Округ, в котором мы живем"
Дата: 24 марта 2006 г.

 

Пояснительная записка.

Воспитание неравнодушного к судьбе своей станы человека начинается с воспитания неравнодушия к "малой родине" – месту, где человек родился и провел детство. Поэтому важным представляется дать учащимся представление о той местности, в которой они живут, ее географическом положении, природных условиях, истории.

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 7-8 классов, которые уже имеют начальные представления по географии, биологии, знакомились на уроках москвоведения с историей Москвы. Предусмотрено более детальное ознакомление с флорой и фауной своего региона, на что во время уроков отводится очень мало времени, овладение элементарными навыками проведения простейших экологических исследований окружающей среды своего района.

В рамках курса учащиеся смогут применить свои знания и навыки работы с картами и схемами, познакомится с историей населенных пунктов, давших начало районам округа и соотнести их со своими знаниями истории России того времени.

Цели курса: воспитание у учащихся патриотизма через знакомство с местностью , в которой они живут.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с особенностями географического положения округа, актуализируя имеющиеся знания и навыки по географии;
  • познакомить учащихся с историей своего округа, привлекая имеющиеся знания по истории Москвы и России;
  • продолжить расширение знаний по биологии растений и животных нашего региона на примере экосистем нашего округа;
  • продолжить формирование навыков простейших экологических исследований окружающей среды на примере округа;
  • продолжить формирование навыков работы с литературой и другими источниками информации;
  • продолжить формирование навыков работы в группе.

Основные формы и методы изучения курса – лекции, беседы, практические работы, работы по оформлению результатов исследований, групповые работы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать географическое положение, административное деление округа;
  • учащиеся должны знать гербы районов округа и историю их возникновения, историю селений, на основе которых возникли районы округа;
  • учащиеся должны знать особенности природных ресурсов округа, иметь представление о разнообразии растительного и животного мира;
  • учащиеся должны знать охраняемые природные территории округа и их значение;
  • учащиеся должны уметь проводить простейшие исследования по определению качества окружающей среды;
  • учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, работать с научно-популярной литературой и другими источниками информации;
  • учащиеся должны составить подборку материалов для информационного стенда "Наш округ".

Курс рассчитан на 35 часов.

Тематическое планирование:
№ п/п Тема урока Кол-во часов Лек-ции Семи-нар Прак-тич. р-ты Экс-кур-сии
1. Особенности географического положения округа. 2 1 - 1 -
1.1. Изучение географического положения округа по картам и схемам. - - - 1 -
1.2. Характеристика почвы и водных ресурсов. - 1 - - -
1.3. Составление физической и административной карты-схемы округа. - - - 1 -
2. История округа. 8 6 - 1 1
2.1. Памятники археологии на территории округа. - 2 - - -
2.2. Нанесение памятников археологии на карту-схему округа. - - - 1 -
2.3. История последних столетий: деревни и села. - 2 - - -
2.4. 20 век: изменения и события.
Гербы районов, история их возникновения.
Их именами названы улицы.
- 2 - - 1 (№1)
3. Природа округа. 13 5 2 1 6
3.1. История формирования ландшафтов округа. - 1 - - -
3.2. Лесопарки округа, их расположение и статус. - - - 1 -
3.3. Растения округа. - - - - 3 (№2, 3, 4)
3.4. Растения Красной книги Москвы на территории округа. - - 1 - -
3.5. Животные округа. - 4 - - 2 (№5, 6)
3.6. Животные Красной книги Москвы на территории округа. - - 1 - -
4. Экологическое состояние округа. 12 2 4 5 1
4.1. Современная экологическая обстановка в округе. - 1 - - -
4.2. Практическая работа по оценке количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. - - 1 3 -
4.3. Практическая работа по оценке загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. - 1 1 2 -
4.4. Изучение влияния судоходства и вытаптывания растительности на состояние береговой линии. - - 1 - 1 (№7)
4.5. Экологическое состояние микрорайона по данным практических работ - - 1 - -

Список экскурсий:

  1. Наш район во время войны - Аллея Жизни, памятник погибшим в ВОВ.
  2. Экскурсия по изучению травянистых растений на школьном дворе.
  3. Экскурсия по изучению кустарников на школьном дворе.
  4. Экскурсия по изучению древесных пород на школьном дворе.
  5. Животные околоводных и пресноводных сообществ.
  6. Следы жизнедеятельности животных, определение птиц по голосам.
  7. Изучение влияния судоходства и вытаптывания растительности на состояние береговой линии.

Основная литература.

  1. Северо-Западный округ Москвы. – М: Энциклопедия российских деревень, 1997.
  2. Экономико-географический журнал Комплексные Атласы городов России. Москва. 850 лет. Выпуск 1 – М.: Изд-во "Город", 1997.
  3. Атлас. Чудеса живой природы Москвы. Научно-популярное издание (под общей редакцией А.А. Минина). – М.: Изд-во ООО "НПЭЦ "ПАСЬВА", 2003.
  4. Животные в Москве: Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы/ Под общей редакцией А.А.Минина, М.В. Глазова. – М.: "ПАСЬВА", 2004.
  5. Красная книга города Москвы. М.: АБФ, 2001.
  6. Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Подмосковья от А до Я. – М.: Изд-во Государственного Дарвиновского музея, 2005.
  7. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Учебное пособие по экологическому образованию школьников.-М.: Галактика, 2000.
  8. Губанов И.А., Киселева К.В. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России в 3-х т. – М.: Изд-во ООО "Товарищество научных изданий КМК", 2002.

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель