ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Ерёмина Татьяна Аркадьевна,
учитель биологии школы № 1944, г. Москва (id 057) |
Материал: |
Интегрированный урок "Хозяйственное значение рыб. Охрана рыбных богатств" |
Дата: |
23 марта 2006 г. |
Интегрированный урок биологии и географии. 8 класс.
Тема «Надкласс Рыбы».
Цель: раскрыть хозяйственное значение рыб и показать необходимость охраны рыбных богатств, познакомить с основными районами рыбной ловли.
Задачи:
- показать практическое значение осетровых рыб, как наиболее ценных;
- составить список наиболее употребляемых в пищу рыб;
- выявить пищевую ценность рыб;
- познакомить со способами лова, разведки и привлечения рыб;
- найти причины, снижающие численность рыб;
- сформулировать правила рыболовства;
- сформировать представление о рыбоводстве и прудовом хозяйстве, акклиматизации;
- продолжить работу с картой, нанести районы рыбной промышленности.
Характер и формы организации познавательной деятельности учащихся: исследовательский характер;
Формы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: таблица «Рыбы», «Рыбный промысел», «Рыбалка», видеофрагменты «Осетр» (3мин), «Состояние океана», «Касатка и сельдь»; слайды, проектор, компьютер, экран, карта географическая.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Сколько насчитывается видов рыб?
С какой интенсивностью размножаются рыбы?
Суммарная масса всех одновременно живущих рыб превышает массу всех остальных позвоночных вместе взятых. Можно было бы сказать, что рыбным запасам ничего не угрожает, если бы не факты.
Предлагаю вам посмотреть фрагмент об осетровых.
Составьте логическую цепочку. Какая группа быстрее?
На листочке. Раздать заготовки.
Прокомментируйте ответ.
Русский осётр – это один вид.
А в водах нашей страны более 1000 видов и из них 250 – промысловые.
Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь? |
Ответ 20000 видов.
Окунь - 200-300 тысяч икринок,
Треска - 9 млн. икринок.
Смотрят видеофрагмент, делают записи.
Работают с листочками.
Допишите: название рыбы -
Что получают? -
Сколько стоит? -
Хозяйственное значение -
Как ловят? -
Сколько вылавливают? -
Запасы неуклонно -
Необходимо - 1.,2
Первый предлагает ответ.
Формулируют и записывают в тетрадь. 5-7 мин. |
2. Обсудите, какие виды рыб пользуются наибольшим спросом в ваших семьях.
Например, в моей семье из отряда тресковых мы покупаем путассу для кошки. А из лососеобразных - сёмгу, которую мы едим сами. Составьте список по отрядам.
Зачитывает одна группа. |
Обсуждают. Составляют список. 3мин.
Зачитывает группа, которая первой справится с заданием. |
3. У вас на столах банки или этикетки от рыбных консервов. Какую информацию можно получить о пищевой ценности законсервированной рыбы?
Запишите - значение рыбы: 1,2,3,4,5.
Уточнить:
пища – белки
жир – рыбий
витамины – Д, Е
кормовая мука – скоту
тук – удобрения растениям.
Можно ли установить, где ловят рыбу? |
Изучают этикетки, находят название рыбы и состав: белки, жиры, витамины.
Записывают.
Значение:
пища – белки
жир – рыбий
витамины – Д, Е
кормовая мука – скоту
тук – удобрения растениям.
Называют моря. 5мин. |
Учитель географии рассказывает:
- В Баренцевом море – чрезмерное увлечение тресковым монопромыслом, что снижает запас трески и пикши; улов камбалы и ерша идет в качестве прилова.
- В Белом море – тенденция роста численности беломорской сельди и ряпушки, запас наваги ниже, количество печорского сига после аварии на нефтепроводе в 1994 г. продолжало оставаться на низком уровне.
- В Балтийском море вылов сельди сокращался в связи с ухудшением кормовой базы.
- В Черном море числ-ть шпрота, хамсы, тюльки в 1998г. была на высоком уровне, промысловые запасы камбалы снизились, ресурсы ставриды остались на низком уровне.
- В Азовском море числ-ть донского леща – на низком уровне, азовского судака – устойчива, азовских осетров – сокращается в виду браконьерства.
- В Каспийском море – повышения числ-ти воблы, леща – не ожидается, а запасы судака – в депрессивом состоянии, а осетровых – в катастрофическом из-за чрезмерного бесконтрольного браконьерского промысла.
- В морях Дальнего Востока продолжалось снижение числ-ти минтая и недоиспользование ресурсов ряда других ценных рыб (трески, наваги, камбалы, сайры) из-за низкой рентабельности их промысла в современных экономических условиях.
- Наиболее крупные промысловые водоемы России – Обь-Иртышский бассейн, р.Енисей, озера Ладожское, Онежское, Псковско-Чудское, Ильмень, Байкал; водохранилища Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское и Цимлянское.
|
Записывают в тетрадь. 10 мин.
Группы получают задание:
Находят на карте моря и основные города, где обрабатывают рыбу.
1 гр. - Баренцево море
2 гр. - Белое и Балтийское моря
3 гр. - Черное и Азовское моря
4 гр. - Каспийское море
5 гр. - моря Дальнего Востока
6 гр. - озёра, реки, водохранилища |
Отражается ли это на гербах городов, где её ловят? |
Найдите на сайте geraldika.ru. 5-10 мин.
Покажите по карте и обозначьте. |
Мировой улов составляет 60 млн.т. в год.
4. Предлагаю одной группе выступить в роли рыболовов,
второй - нарушителей,
третьей - экологов,
четвёртой - рыбоводов,
пятой - исследователей,
шестой - заняться прудовым хозяйством.
Раздать задания. |
1 гр. - Изучить промысел рыбы по плану:
чем ловят (трал, ……)
какие приборы (эхолот)
знание поведения рыб,
везде ли ловят? («банка»)
п.44 Никишов, с.133, п44 Козлов, с.119; (использовать таблицу на доске.)
2 гр. - Какие нарушения приводят к уменьшению рыбных богатств?
(трал захватывает 5 т. за один раз, а рейс траулера – 800 т. рыбы),
1 -
2 -
3 -
4 -
п.44 Никишов, с.133
3 гр. - Какие надо принять меры?
Составьте план:
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
п.44 Козлов, с.119 (Охрана рыбных богатств).
4 гр. - Искусственное разведение рыб.
П.44 Никишов, с.134, рис.189
Расскажите о разведении осетровых, назовите города, где осётр или стерлядь стали символом города, местности.
(найдите на сайте geraldika.ru), покажите по карте.
5 гр. - Решите головоломку.
А- - - - - - - - - - - -Я.(Акклиматизация)
Что необходимо знать, чтобы это делать?
П.44 Никишов, с.134.
6 гр. - Расскажите о прудовом хозяйстве и о карпах. Чем отличается неполное и полное прудовое хозяйство? 5-7 мин. |
5. Обмениваемся информацией.
Просьба: нарушители сообщают факты, а экологи выдвигают требования.
Можно не только ловить по правилам, но и помогать воспроизводству. Послушаем рыбоводов.
К чему пришли исследователи?
Одна группа приготовила интересное шоу, совершив заочную командировку в Московскую область в одно рыбное хозяйство. |
Рыболовы.
Нарушители и экологи.
Рыбоводы.
Исследователи.
Прудовое хозяйство. Показывают слайды и рассказывают о карпе. (презентация "Бисеровское рыбное хозяйство", 450 кб)
Предлагают записать: прудовые хозяйства бывают "неполные" - только нагульные пруды, а "полные": 1 - зимовальные, 2 - нерестовые, 3 -выростные, 4 - нагульные.
20 мин. |
Учитель географии рассказывает:
На 1998г. в России действовало 121 рыбоводное предприятие по выращиванию молоди ценных промысловых видов рыб.
В 1998г. в естественные водоемы выпущено около 5908 млн.штук молоди ценных промысловых видов рыб. Практически только в результате деятельности рыбоводных предприятий запасы осетровых рыб Каспийского моря пополняются.
Искусственное воспроизводство лососевых на Дальнем Востоке обеспечивает ежегодный вылов лососевых в объеме 35тыс.т.
Увеличились уловы частиковых рыб и воблы на Волге.
Результаты могут быть лучше, если оздоровить экологическую обстановку в основных рыбохозяйственных регионах страны. |
|
6. Чем отличается рыборазведение и прудоводство? Какую рыбу проще разводить растительноядную или плотоядную? Почему? Подумайте!
Повторите общую характеристику рыб. |
Записывают домашнее задание. 1 мин |
7. Какой же вывод из урока можно сделать?
Подумайте и запишите в тетрадях. |
Отвечают. 2 мин.
Комментируют плакат, заранее заготовленный одной группой, в котором учтены: способы лова - общий объем - причины сокращения численности промысловых рыб - меры по восстановлению. |
Приложение:
Список городов с гербами, имеющих "рыбную" символику (подборка картинок в zip-архиве, 200 кб). |
|
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|