эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Уразаева Лилия Рустамовна,
учитель биологии школы № 109, г. Трехгорный (id 132)
Материал: Интегрированный урок "Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания"
Дата: 21 марта 2006 г.

 

Задачи: Дать понятие значение дыхания как процесса необходимого для жизни, установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, роли кислорода в процессе жизнедеятельности клеток, воспитание основных гигиенических правил дыхания.

Тип урока: обучающий

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Этап урока: Актуализация
Совместное целеполагание

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – 10-20 мин. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к химическим свойствам кислорода и изучению строения органов дыхания

Записываем тему

1) Предлагаются варианты ответов
2) Записываем тему урока
2. Этап урока: Предъявление образовательной информации

Разберем химические свойства кислорода

Кислород является хорошим окислителем. Окисляет простые и сложные неорганические вещества, например:
С + О2 = СО2
2СН4 + 4О2 --> 2СО2 + 4Н2О

Но не только неорганические, но и органические, например:
С6Н12О6 + 6О2 --> 6СО2 + 6Н2О + Q (где Q-энергия)

Образуется энергия.

В клетках эта энергия используется для жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода прекратится, что произойдет с клеткой?

Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей, а, следовательно, и органов. Вот почему кислород должен непрерывно поступать.

Вопрос: Через какие органы?

Разберем строение органов дыхания.

Вопрос: Почему мы должны дышать носом, а не ртом?

1) Разбираем структуру носовой полости

  • согревается воздух (кровяные сосуды);
  • дезинфицируется (слизистая оболочка);
  • оседает пыль (мерцательные клетки).

2) Строение гортани

Разбираем строение гортани, образование звука, о способности т-о человека осознанной речи.

Вопрос: С чем связано?

 

Вопрос: Почему у курящих часто бывают хриплые голоса?

3) Строение трохеев, бронхов и легких

1) Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

2) Предлагают варианты ответов

 

 

Ответ: Через органы дыхания

 

Ответ: Предлагают свои варианты ответов

 

 

 

 

 

Ответ: С развитием внутренней нервной системы и центры речи находятся в головном мозге

Ответ: Предлагают свои варианты ответов

3. Этап урока: Выявление усвоенности содержания образования
Тест

Закончите недописанные фразы, выбрав из приведённых вариантов верный.

1. Дыхательный центр расположен...
А) в мозжечке; Б) в продолговатом мозге; В) коре больших полушарий; Г) в промежуточном мозге.

2. Ритмичные дыхательные движения осуществляются благодаря...
А) сознанию ; Б) повышенной концентрации углекислого газа в крови ; В) повышенной концентрации кислорода в крови ; Г) вегетативной нервной системе.

3. В организме кислород...
А) носоглоткой; Б) лёгкими; В) эритроцитами крови; Г) митохондриями клеток ;

4. Кислород поглощается организмом для...
А) его охлаждения; Б) выделения углекислого газа; В) окисления питательных веществ; Г) синтез АТФ ;

5. В норме у взрослого человека число дыхательных движений в минуту составляет...
А) 18-20; Б) 10-12; В) 25-27; Г) 5-7;

6. В крови углекислый газ транспортируется...
А) только с помощью эритроцитов; Б) только с помощью плазмы; В) с помощью плазмы и эритроцитов; Г) с помощью эритроцитов.

7. В спокойном состоянии в дыхании участвуют...
А) диафрагма; Б) мышцы спины; В) брюшные мышцы; Г) межрёберные мышцы.

8. В носовой полости не происходит...
А) согревание воздуха ; Б) обезвреживание воздуха ; В) очищение воздуха от частичек пыли ; Г) осушение воздуха .

Ответы:
1 - б
2 - г
3 - б
4 - в
5 - а
6 - в
7 - а, г
8 - г.

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель