эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Тюряхина Ольга Владимировна,
учитель биологии школы № 1900, г. Москва (id 019)
Материал: Интегрированный урок "Запасные вещества растений"
Дата: 20 марта 2006 г.

 

Цель: изучение запасных веществ, которые могут накапливаться в растительных клетках.

Оборудование: семена фасоли (набухшие, 1-2 дня находившиеся в воде), клубни картофеля, семена клещевины, семена подсолнечника, микроскоп, покровные и предметные стекла, препаровальная игла, пинцет, салфетка, чистый лист бумаги, стакан с водой, пипетка, (раствор люганя, реактив Судан - III, бинт (марля), мука пшеничная.

Методы: работа в группах по 6 человек, фронтальная беседа, демонстрация и лабораторные опыты с обсуждением в группах путем фронтальной беседы, самостоятельная работа.

План.

1. Повторение темы "Плоды", работа с дидактическими карточками, вопросы к классу, работа в парах.

2. Новый материал.

Запасные вещества - это продукты обмена веществ, которые могут появляться и исчезать в различные периоды жизни клеток. К ним относят: углеводы, белки, жиры, воду.

Крахмал - в процессе фотосинтеза образуется в хлоропластах, подвергается гидролизу и вновь синтезируется в лейкопластах как запасной, откладываясь в семенах, клубнях, корневищах слоями и крахмальными зернами.

Задание:
Исследовать семядоли картофеля, зарисовать крахмальные зерна клубня картофеля. На клубень (разрезанный) капнуть раствор люганя - фиолетовый.

Запасные белки встречаются в плодах и семенах растений в виде твердых белковых зерен.

Задание:
Рассмотреть под микроскоп клетки семядолей зародышей фасоли или эндосперм клещевины.

Опыт с мукой.
На бинте - клейковина - это белок. Белковые зерна - желтые. Цитоплазма клетки имеет мелкозернистую структуру. Жир - семена клещевины, подсолнечника богаты маслами. Жир эндосперма клещевины, применяется в медицине (касторовое масло), подсолнечника - в пищу. Запас в виде капель в цитоплазме.

Задание:
Реакция с Суданом - III - розовая окраска. При раздавливание семян подсолнечника на белой чистой бумаге остается "жирное" пятно.

Зрелые семена в отличие от плодов содержат воды 12-15% от их массы. Поэтому семена устойчивы к неблагоприятным воздействиям и могут переносить высокие и низкие температуры без повреждений.

Выводы. В результате выполнения лабораторной работы дети пришли выводам:

  1. В растениях в качестве запасных питательных веществ могут откладываться белки, жиры, крахмал.
  2. Питательные вещества накапливаются в семенах и клубнях растений.
  3. Крахмал откладывается в бесцветных пластидах, образуя крахмальные зерна. Белок в цитоплазме в виде твердых телец - белковых зерен. Жир в цитоплазме в виде мелких масленых капель.

Наличие крахмала можно определить при помощи раствора люганя (синяя окраска), жира - при помощи Судана - III - розовая окраска.

Оценки за урок: "пять" - 4, "хорошо" - 18, "три" - 2.

Домашнее задание: параграф 15 и записи в тетради.

Рефлексия:
Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на уроке?
Учащиеся отмечают: интересно было работать по группам, делать выводы, наблюдать, сравнивать, выполнять практическую работу.

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель