ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Тюряхина Ольга Владимировна,
учитель биологии школы № 1900, г. Москва (id 019) |
Материал: |
Интегрированный урок "Запасные вещества растений" |
Дата: |
20 марта 2006 г. |
Цель: изучение запасных веществ, которые могут накапливаться в растительных клетках.
Оборудование: семена фасоли (набухшие, 1-2 дня находившиеся в воде), клубни картофеля, семена клещевины, семена подсолнечника, микроскоп, покровные и предметные стекла, препаровальная игла, пинцет, салфетка, чистый лист бумаги, стакан с водой, пипетка, (раствор люганя, реактив Судан - III, бинт (марля), мука пшеничная.
Методы: работа в группах по 6 человек, фронтальная беседа, демонстрация и лабораторные опыты с обсуждением в группах путем фронтальной беседы, самостоятельная работа.
План.
1. Повторение темы "Плоды", работа с дидактическими карточками, вопросы к классу, работа в парах.
2. Новый материал.
Запасные вещества - это продукты обмена веществ, которые могут появляться и исчезать в различные периоды жизни клеток. К ним относят: углеводы, белки, жиры, воду.
Крахмал - в процессе фотосинтеза образуется в хлоропластах, подвергается гидролизу и вновь синтезируется в лейкопластах как запасной, откладываясь в семенах, клубнях, корневищах слоями и крахмальными зернами.
Задание:
Исследовать семядоли картофеля, зарисовать крахмальные зерна клубня картофеля. На клубень (разрезанный) капнуть раствор люганя - фиолетовый.
Запасные белки встречаются в плодах и семенах растений в виде твердых белковых зерен.
Задание:
Рассмотреть под микроскоп клетки семядолей зародышей фасоли или эндосперм клещевины.
Опыт с мукой.
На бинте - клейковина - это белок. Белковые зерна - желтые. Цитоплазма клетки имеет мелкозернистую структуру. Жир - семена клещевины, подсолнечника богаты маслами. Жир эндосперма клещевины, применяется в медицине (касторовое масло), подсолнечника - в пищу. Запас в виде капель в цитоплазме.
Задание:
Реакция с Суданом - III - розовая окраска. При раздавливание семян подсолнечника на белой чистой бумаге остается "жирное" пятно.
Зрелые семена в отличие от плодов содержат воды 12-15% от их массы. Поэтому семена устойчивы к неблагоприятным воздействиям и могут переносить высокие и низкие температуры без повреждений.
Выводы. В результате выполнения лабораторной работы дети пришли выводам:
- В растениях в качестве запасных питательных веществ могут откладываться белки, жиры, крахмал.
- Питательные вещества накапливаются в семенах и клубнях растений.
- Крахмал откладывается в бесцветных пластидах, образуя крахмальные зерна. Белок в цитоплазме в виде твердых телец - белковых зерен. Жир в цитоплазме в виде мелких масленых капель.
Наличие крахмала можно определить при помощи раствора люганя (синяя окраска), жира - при помощи Судана - III - розовая окраска.
Оценки за урок: "пять" - 4, "хорошо" - 18, "три" - 2.
Домашнее задание: параграф 15 и записи в тетради.
Рефлексия:
Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на уроке?
Учащиеся отмечают: интересно было работать по группам, делать выводы, наблюдать, сравнивать, выполнять практическую работу.
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|