эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Тимохина Елена Николаевна,
учитель биологии школы № 22, г. Волгодонск (id 009, 010)
Материал: Интегрированный урок "Класс однодольные. Семейство Лилейные"
Дата: 11 марта 2006 г.

 

Пояснительная записка.

Интегрированный урок биологии, истории и литературы. 6 класс.

В настоящее время, когда снова актуальна интеграция учебных предметов, а именно, межпредметный характер обучения, и когда большое внимание уделяется региональному компоненту, подобные уроки как нельзя кстати. И признаюсь, что тема сегодняшней ДООБ натолкнула меня на мысль создать именно такой урок, в котором отражается и межпредметный характер и региональный компонент и экологическая направленность. Получилось ли у меня судить вам.

Цели и задачи:

  • формировать представления о систематике растений класса однодольные, о разнообразии представителей семейства лилейных и их значении для человека, расширить экологические знания учащихся, научить рассматривать природные объекты с точки зрения нескольких наук, воспитание бережного отношения к окружающей среде и эстетического вкуса.

Оборудование: модель цветка семейства лилейных, схема классификации покрытосеменных растений, фотографии с изображением представителей семейства, карточки с изображением геральдической символики.

Ход урока.

Учитель биологии: Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с удивительным семейством покрытосеменных растений - семейством Лилейные. Давайте вспомним, по каким параметрам мы делим покрытосеменные растения на семейства?

Ученики: Особенности строения цветка, плода, тип соцветий, особенности строения вегетативных органов.

Учитель биологии: Таким образом, перед нами стоит нелегкая задача составить формулу цветка лилейных по описанию особенностей его строения, узнать о разнообразии растений этого семейства и их значении для человека.

Итак, цветки чаще всего одиночные, иногда собраны в соцветия: шаровидные (лук) или кисть (лилия): Далее учитель рассказывает о строении цветка и вместе с классом выводит формулу цветка, записывая её на доске.

Учитель биологии: Ребята, вы обратили внимание на то, что у нас сегодня гости? Разрешите представить вам учителя истории (ФИО) и учителя литературы (ФИО). Они пришли к нам не спроста. Оказывается их также как и нас волнуют все подробности и факты, касающиеся значения и разнообразия цветков семейства лилейных. Давайте поможем им разобраться во всех вопросах, ответы на которые они хотели бы получить.

Учитель истории: Для начала, скажу, что нам, историкам, очень близка такая наука как геральдика - познакомьтесь и вы с ней: Геральдика - наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. Так вот, до нас дошли исторические факты о том, что многие представители семейства лилейных (тюльпаны, лилии) попали на изображения гербов и флагов. Так, например, на старинном гербе Франции - три золотые лилии. Как вы думаете, с чем это могло быть связано? Какие особенности люди хотели подчеркнуть этими знаками?

Ученики: Видимо они рассказывают о природе страны или ее хозяйстве, являются персонажами легенд, источниками красоты:

Учитель литературы: По поводу красоты я с вами согласна. Даже в наше время красота многих лилейных воспевается в стихах и песнях. Вы только вслушайтесь в эти строки нашего современника Маланич Сергея:

И разве может роз охапка -
Дешевый серпантин цветной,
На клумбе сорванный украдкой
Нам заменить тюльпан степной.

Учитель истории: Верно цветы - самая древняя группа растительных изображений в геральдике, но она продолжает пополняться новыми видами и поныне. Они имеют условное изображение двоякого рода (рассказывает о принятых условных изображениях).

Оказывается, что на гербе нашего города (Волгодонск) тоже изображен цветок, представитель лилейных - тюльпан. Помогите мне объяснить этот факт.

Учитель биологии: Ребята давайте вспомним историю возникновения нашего города, думаю, учитель истории нам поможет.

Ученики: Наш город возник после, так называемого освоения целины, т.е. на месте степей.

Учитель биологии: А какая растительность характерна для степей? Какие виды лилейных растений могут в ней встречаться?

Ученики: Гусиный лук и тюльпаны Шренка, или, как их зовут на Дону лазоревые цветки, Лазорики. Может первыми, они зорьку встречали, потому казаки и прозвали их лазориками. После распаханной целины Лазорики были лишены своего естественного местообитания и сейчас находятся на грани исчезновения.

Учитель биологии: За короткий век цветения (всего 1-2 недели) успевают они напомнить людям, сколь прекрасна была степь в прежние времена. Своим цветом - красным и жёлтым напоминают они нам небесное светило, но встречаются иногда белые, сиреневые Лазорики и другие переходные тона.

Учитель литературы: Вот как описывают их цветение поэты:

Еще в оврагах снег не стаял,
А от пригорков по степи
Несмелые тюльпанов стайки
Цветным потоком потекли.

Вобрав в себя ветров порывы
И быстрый бег лихих коней,
Они чисты и горделивы
В неброской красоте своей:

Учитель истории: Теперь мне ясно, почему тюльпан является символом нашего города. В знак уважения к этому достойному и красивому цветку, как к символу степи Донской.

Учитель литературы: Эти цветы, на мой взгляд, достойны того, чтобы называться сказочными цветами. И поэтому я предлагаю вам стать хоть на некоторое время сказочниками и дома написать сказку о цветке семейства лилейных или стихотворение.

Учитель биологии: Но хотелось бы, чтобы сказка была хоть частично былью и соответствовала реальности (в биологическом смысле) т.е. напишите биологически правильную сказку.

Учитель истории: А я так воодушевился идеей древних в создании символики, что хочу предложить вам создать герб нашей школы, используя символы цветков, которые, по вашему мнению, достойны, красоваться на нем (свой выбор прошу пояснить).

Учитель биологии: Все мы сегодня убедились в важности изученного семейства. Многие узнали новое, многие поделились тем, что знали. Но, несомненно, все ещё раз убедились в том, что нет на Земле такого растения, которое было бы ненужным или неинтересным.

(Ученики записывают домашнее задание. Учитель биологии поясняет, что творческие задания ребята выбирают по своему вкусу, кому, что больше импонирует: кто-то рисует герб или эмблему; кто-то сочиняет сказку или стихотворение).

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель