эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Раднатарова Галина Михайловна,
учитель дополнительного образования гиманзии № 1, г. Нерюнгри (id 094)
Материал: Курс предпрофильной подготовки "Познай себя"
Дата: 10 марта 2006 г.

 

Пояснительная записка.

В конце 80-х в начале 90-х годов ХХI века появились новые виды общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в ВУЗе.

Вместе с тем, сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов пока развита недостаточно, они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы. Одним из направлений модернизации общественного образования в 2003/2004 учебном году был эксперимент по введению предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его родителей и учителей, то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельного участия в олимпиадах, конкурсах и проектной деятельности, иначе говоря, необходимо создать «испытательный полигон».

На мой взгляд, предпрофильная подготовка должна реализовываться среди учащихся 7-8 классов. К концу учебного года ученики 8-х классов на основании личного интереса, результатов тестирования, рекомендаций учителей и родителей должны выбрать профиль последующего обучения. Раннее обучение по профилям можно рассматривать как переходную форму, предшествующую профильной системе образования в старших классах. Здесь уместно говорить о работе наших учащихся в МАН, мастерских, где используется метод проектов для развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся. Предпрофильная подготовка опирается на блок предметов определенной направленности и на элективные курсы, давая учащимся второй школьной ступени возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями знаний.

Предпрофильная подготовка – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для 7-8 классов в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжить образование. Предпрофильное обучение направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, при этом расширяются возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Чем раньше учащиеся начинают задумываться о выборе своего будущего образовательного профиля, тем точнее к 9 классу могут его определить. Большинство учащихся (76,9%) и родителей (34,%) считают, что они задумываются о выборе профиля в 8 классе. Таким образом, проведенные мероприятия по выбору профиля обеспечивает более устойчивый выбор учащимися своего будущего образовательного маршрута.

Цель:
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащимся, изучить их склонности и интересы, социальный заказ их родителей, помогая сориентироваться в определении будущего образования ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для построения учениками индивидуальных образовательных программ;
  • Обеспечить преемственность между ступенями общего и профессионального образования;
  • Выбор предметов, отвечающих тому или иному профилю и соответствующих индивидуальным склонностям и пожеланиям учащихся;
  • Ввести вкладыш о личных достижениях в портфолио;
  • Помочь ученику обнаружить и развивать то, что в нем уже заложено от природы.

На этом этапе осуществляется:

  • Информирование детей и родителей об образовательных возможностях школы;
  • Предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей.

Области применения программы:

Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в рамках предметов по выбору детей и родителей, так и во внеклассной и внешкольной работе.

Новизна программы состоит в реализации комплексного усвоения учащимися теоретических умений и узкопрактических навыков (сбор и оформление фотоматериалов и видео сюжетов, работа со справочниками, экскурсии и сбор интервью). Организационная работа по программе:

Занятия могут проводится на базе школьного экологического центра или кабинетов биологии, химии, экологии и естествознания. Также планируется работа в библиотеках, полевые практикумы.

В ходе проведения занятий преподаватель совместно с учениками в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения осуществляет выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.

Программа факультативного курса рассчитана на 32 часа (1 час в неделю), в том числе 15 лекций, 4 часа – семинары, 13 часов – практикум.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы как основа докладов, олимпиадных и экзаменационных работ.

Ожидаемые педагогические результаты:

  • Развитие умений планирования и организации экспериментальной работы;
  • Развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
  • Профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.

В качестве диагностической результативности работы по программе может использоваться оценка количества и уровня творческих работ по экологии.

Программа: Предпрофильная подготовка гимназистов.
№ п/п Темы занятий Формы и методы Результаты и рекомендации
Тема №1 «Путь к успеху». 5 часов
1. В какой профессии вы добьетесь успеха Лекция
А.И.Самоукин, Н.В.Самоукина
Определение качества профессий, которые являются ведущими для успеха в этой области (анкета)
2. Как выбрать профессию Тестирование по методике американского психолога Г.Айзенка Как "минусы" вашего характера превратить в "плюсы", чтобы стать деловым человеком
3. Определение уровня развития данных качеств своего характера Пр. работа "Составление по итогам теста таблицы по уровню качеств своего характера" Знать слабые и сильные стороны своего характера и научится правильно компенсировать, «достраивать» их
4. Как оценивать свои деловые качества Тестирование самооценки. Индивидуальная работа. В зависимости от уровня самооценки рекомендовать: какие профессии можно выбрать.
5. Устремление к успеху Тестирование "потребность достижений" Определить у учащихся уровень мотивации достижения цели и дать рекомендации
Тема №2 "Популярные профессии: характеристика и основные требования". 3 часа
1. Психологическая карта профессии Лекция Определение типа и класса профессии. Домашнее задание стр.45
2. Выбор профессии: что мы можем выбирать в нашей жизни, а что – не можем Лекция Дать учащимся памятку "Руководство к действию". Знание мотива выбора профессии
3. Факторы, влияющие на заработную плату Диалог: "хочу-могу-надо". Дать учащимся памятку "Руководство к действию" Выяснить разницу между спросом на профессию и на ее популярность
Тема №3 "Личность и профессии". 6 часов
1. Профессиональные наклонности и склонности Практическая работа "Вы участники создания коммерческой фирмы" Задача – выбор должностных лиц фирмы. Личностно-оценочная характеристика участников игры.
2. Как выбрать профессию Анкетирование "Ориентация" Помочь определить направленность учащихся на тот или иной тип и класс профессий по схеме: "Я хочу" и "Я могу"
3. Морально-эстетические правила профессионального поведения Лекция Перечень правил делового общения и этикет
4. Уровень интеллекта и его оценка Психологическое тестировании по правилам самотестирования Определение способности к обучению и познавательной деятельности
5. Характер и его типы Практическая работа "Характерологическая анкета". Индивидуальная беседа Дать учащимся методическую разработку типов характера, выполненная с помощью метафор.
6. Профессиональная направленность личности Анкетирование по методике Дж. Холанда "Тип личности - тип профессии" По результатам анкетирования определить ведущую профессиональную направленность личности. Памятка – руководство.
Тема №4 "Образование и профессии". 5 часов
1. Закон Российской Федерации об образовании Диалог: "Кто собирается продолжить образование после школы? Кто – нет, и почему?" Знакомство учащихся со статьями конституции РФ об образовании
2. Уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений Лекция – диалог: "Спланируй затраты на учебу: время; силы; деньги" Рекомендации по выбору направления, уровня и формы своего профильного обучения
3. Формы профессионального обучения Лекция: "Виды образовательных учреждений и их стандарты". Диалог-анкета Умение выбирать необходимую информацию. Рекомендации – руководство по теме
4. Характеристика профессий и их категории Работа в компьютерном зале: описание характеристик профессий; составление таблиц. Рекомендации о профессиях из единого тарифно-квалифицированного справочника России.
5. Психологическая карта профессий Лекция. Составление психологической карты по предмету и характеру труда. Рекомендации по индивидуальной психологической карте.
Тема №5 "Профессии и рынок труда". 3 часа
1. Факторы, влияющие на рынок труда Практическая работа "От чего зависит заработная плата?" Экскурсия в центр занятости населения г. Нерюнгри
2. Разница между спросом на профессию и ее популярностью Исследовательский диалог по вопросам анкеты "Рынок и профессия" Домашнее задание: Составить список профессий, пользующихся популярностью в г. Нерюнгри
3. Я.И.Кузьминов ректор ГУВШЭ "Престиж не профессий, а рейтингов ВУЗов" Лекция "Рынок – пропорции профессий, а государство – приоритеты профессий" Встреча с выпускниками гимназии
Тема №6 "Личность и профессии". 5 часов
1. Интеллектуальная игра "Создание коммерческой фирмы" Игра между командами 8-х классов Знать: свои способности, особенности своей личности, свои склонности.
2. Мои профессиональные склонности и способности Анкетирование "Ориентация" Узнать свою личностную направленность на тип и класс профессий
3. Уровень интеллектуального развития и профессия Практическая работа "Оценка профессиональной направленности личности" Рекомендации: "Тип профессии – тип характера"
4. Характер и профессия Практическая работа. Характерологическая анкета Индивидуальные рекомендации
5. Профессиональная направленность личности Лекция. Самооценка по типам (Климов)
Тема №7 "Основные направления социально-экономического развития республики Саха". 4 часа
1. Республика Саха – полноправный субъект РФ Лекция По книге М.Е.Николаева
2. Территориально-производственные образования ГПФ, ГПУ, производственные специализации республики. Исследование спроса на различные профессии в республике
3. Профессионально-образовательные учреждения республики Саха Лекция Профессии – спрос
4. Приоритетные отрасли республики в ХХI веке Просмотр видео фильма "Саха – Якутия – Россия" Обсуждение

Литература.

  1. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. «С 17 выбор профессии: Путь к успеху.» Дубна:ООО «Феникс+», 2003. – 192с.
  2. Я.Ж. Жафяров «Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования»
  3. Л.А. Ефимова, зам. нач. по работе с СОШ ГУ – ВШЭ «Предпрофильная подготовка в ВУЗ»
  4. Элективные курсы в предпрофильной подготовке гимназистов. Эксперимент гимназии №87 г. Краснодар.
  5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  6. М.А. Бендюков к.п.н., И.Л. Соломин «Диалоги о выборе профессии», С-П, «Рост», 2001г.

Программа предпрофильной подготовки гимназистов для 8 классов (14 часов)

№ п/п Темы занятий Формы и методы Результаты и рекомендации
Тема №1 "Образование и профессии". 5 часов
1. Закон Российской Федерации об образовании Диалог: "Кто собирается продолжить образование после школы? Кто – нет, и почему?" Знакомство учащихся со статьями конституции РФ об образовании
2. Уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений Лекция – диалог: "Спланируй затраты на учебу: время; силы; деньги" Рекомендации по выбору направления, уровня и формы своего профильного обучения
3. Формы профессионального обучения Лекция: "Виды образовательных учреждений и их стандарты". Диалог-анкета Умение выбирать необходимую информацию. Рекомендации – руководство по теме
4. Характеристика профессий и их категории Работа в компьютерном зале: описание характеристик профессий; составление таблиц. Рекомендации о профессиях из единого тарифно-квалифицированного справочника России.
5. Психологическая карта профессий Лекция. Составление психологической карты по предмету и характеру труда. Рекомендации по индивидуальной психологической карте.
Тема №3 "Личность и профессии". 5 часов
1. Интеллектуальная игра "Создание коммерческой фирмы" Игра между командами 8-х классов Знать: свои способности, особенности своей личности, свои склонности.
2. Мои профессиональные склонности и способности Анкетирование "Ориентация" Узнать свою личностную направленность на тип и класс профессий
3. Уровень интеллектуального развития и профессия Практическая работа "Оценка профессиональной направленности личности" Рекомендации: "Тип профессии – тип характера"
4. Характер и профессия Практическая работа. Характерологическая анкета Индивидуальные рекомендации
5. Профессиональная направленность личности Лекция. Самооценка по типам (Климов)
Тема №2 "Основные направления социально-экономического развития республики Саха". 4 часа
1. Республика Саха – полноправный субъект РФ Лекция По книге М.Е.Николаева
2. Территориально-производственные образования ГПФ, ГПУ, производственные специализации республики. Исследование спроса на различные профессии в республике
3. Профессионально-образовательные учреждения республики Саха Лекция Профессии – спрос
4. Приоритетные отрасли республики в ХХI веке Просмотр видео фильма "Саха – Якутия – Россия" Обсуждение

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель