ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
Автор: |
Раднатарова Галина Михайловна,
учитель дополнительного образования гиманзии № 1, г. Нерюнгри (id 094) |
Материал: |
Курс предпрофильной подготовки "Познай себя" |
Дата: |
10 марта 2006 г. |
Пояснительная записка.
В конце 80-х в начале 90-х годов ХХI века появились новые виды общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в ВУЗе.
Вместе с тем, сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов пока развита недостаточно, они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы. Одним из направлений модернизации общественного образования в 2003/2004 учебном году был эксперимент по введению предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его родителей и учителей, то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельного участия в олимпиадах, конкурсах и проектной деятельности, иначе говоря, необходимо создать «испытательный полигон».
На мой взгляд, предпрофильная подготовка должна реализовываться среди учащихся 7-8 классов. К концу учебного года ученики 8-х классов на основании личного интереса, результатов тестирования, рекомендаций учителей и родителей должны выбрать профиль последующего обучения. Раннее обучение по профилям можно рассматривать как переходную форму, предшествующую профильной системе образования в старших классах. Здесь уместно говорить о работе наших учащихся в МАН, мастерских, где используется метод проектов для развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся. Предпрофильная подготовка опирается на блок предметов определенной направленности и на элективные курсы, давая учащимся второй школьной ступени возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями знаний.
Предпрофильная подготовка – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для 7-8 классов в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжить образование. Предпрофильное обучение направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, при этом расширяются возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Чем раньше учащиеся начинают задумываться о выборе своего будущего образовательного профиля, тем точнее к 9 классу могут его определить. Большинство учащихся (76,9%) и родителей (34,%) считают, что они задумываются о выборе профиля в 8 классе. Таким образом, проведенные мероприятия по выбору профиля обеспечивает более устойчивый выбор учащимися своего будущего образовательного маршрута.
Цель:
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащимся, изучить их склонности и интересы, социальный заказ их родителей, помогая сориентироваться в определении будущего образования ребенка.
Задачи:
- Создать условия для построения учениками индивидуальных образовательных программ;
- Обеспечить преемственность между ступенями общего и профессионального образования;
- Выбор предметов, отвечающих тому или иному профилю и соответствующих индивидуальным склонностям и пожеланиям учащихся;
- Ввести вкладыш о личных достижениях в портфолио;
- Помочь ученику обнаружить и развивать то, что в нем уже заложено от природы.
На этом этапе осуществляется:
- Информирование детей и родителей об образовательных возможностях школы;
- Предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей.
Области применения программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в рамках предметов по выбору детей и родителей, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Новизна программы состоит в реализации комплексного усвоения учащимися теоретических умений и узкопрактических навыков (сбор и оформление фотоматериалов и видео сюжетов, работа со справочниками, экскурсии и сбор интервью).
Организационная работа по программе:
Занятия могут проводится на базе школьного экологического центра или кабинетов биологии, химии, экологии и естествознания. Также планируется работа в библиотеках, полевые практикумы.
В ходе проведения занятий преподаватель совместно с учениками в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения осуществляет выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.
Программа факультативного курса рассчитана на 32 часа (1 час в неделю), в том числе 15 лекций, 4 часа – семинары, 13 часов – практикум.
Результаты проведенных исследований могут быть использованы как основа докладов, олимпиадных и экзаменационных работ.
Ожидаемые педагогические результаты:
- Развитие умений планирования и организации экспериментальной работы;
- Развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
- Профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.
В качестве диагностической результативности работы по программе может использоваться оценка количества и уровня творческих работ по экологии.
Программа: Предпрофильная подготовка гимназистов.
№ п/п |
Темы занятий |
Формы и методы |
Результаты и рекомендации |
Тема №1 «Путь к успеху». 5 часов |
1. |
В какой профессии вы добьетесь успеха |
Лекция А.И.Самоукин, Н.В.Самоукина |
Определение качества профессий, которые являются ведущими для успеха в этой области (анкета) |
2. |
Как выбрать профессию |
Тестирование по методике американского психолога Г.Айзенка |
Как "минусы" вашего характера превратить в "плюсы", чтобы стать деловым человеком |
3. |
Определение уровня развития данных качеств своего характера |
Пр. работа "Составление по итогам теста таблицы по уровню качеств своего характера" |
Знать слабые и сильные стороны своего характера и научится правильно компенсировать, «достраивать» их |
4. |
Как оценивать свои деловые качества |
Тестирование самооценки. Индивидуальная работа. |
В зависимости от уровня самооценки рекомендовать: какие профессии можно выбрать. |
5. |
Устремление к успеху |
Тестирование "потребность достижений" |
Определить у учащихся уровень мотивации достижения цели и дать рекомендации |
Тема №2 "Популярные профессии: характеристика и основные требования". 3 часа |
1. |
Психологическая карта профессии |
Лекция |
Определение типа и класса профессии. Домашнее задание стр.45 |
2. |
Выбор профессии: что мы можем выбирать в нашей жизни, а что – не можем |
Лекция |
Дать учащимся памятку "Руководство к действию". Знание мотива выбора профессии |
3. |
Факторы, влияющие на заработную плату |
Диалог: "хочу-могу-надо". Дать учащимся памятку "Руководство к действию" |
Выяснить разницу между спросом на профессию и на ее популярность |
Тема №3 "Личность и профессии". 6 часов |
1. |
Профессиональные наклонности и склонности |
Практическая работа "Вы участники создания коммерческой фирмы" |
Задача – выбор должностных лиц фирмы. Личностно-оценочная характеристика участников игры. |
2. |
Как выбрать профессию |
Анкетирование "Ориентация" |
Помочь определить направленность учащихся на тот или иной тип и класс профессий по схеме: "Я хочу" и "Я могу" |
3. |
Морально-эстетические правила профессионального поведения |
Лекция |
Перечень правил делового общения и этикет |
4. |
Уровень интеллекта и его оценка |
Психологическое тестировании по правилам самотестирования |
Определение способности к обучению и познавательной деятельности |
5. |
Характер и его типы |
Практическая работа "Характерологическая анкета". Индивидуальная беседа |
Дать учащимся методическую разработку типов характера, выполненная с помощью метафор. |
6. |
Профессиональная направленность личности |
Анкетирование по методике Дж. Холанда "Тип личности - тип профессии" |
По результатам анкетирования определить ведущую профессиональную направленность личности. Памятка – руководство. |
Тема №4 "Образование и профессии". 5 часов |
1. |
Закон Российской Федерации об образовании |
Диалог: "Кто собирается продолжить образование после школы? Кто – нет, и почему?" |
Знакомство учащихся со статьями конституции РФ об образовании |
2. |
Уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений |
Лекция – диалог: "Спланируй затраты на учебу: время; силы; деньги" |
Рекомендации по выбору направления, уровня и формы своего профильного обучения |
3. |
Формы профессионального обучения |
Лекция: "Виды образовательных учреждений и их стандарты". Диалог-анкета |
Умение выбирать необходимую информацию. Рекомендации – руководство по теме |
4. |
Характеристика профессий и их категории |
Работа в компьютерном зале: описание характеристик профессий; составление таблиц. |
Рекомендации о профессиях из единого тарифно-квалифицированного справочника России. |
5. |
Психологическая карта профессий |
Лекция. Составление психологической карты по предмету и характеру труда. |
Рекомендации по индивидуальной психологической карте. |
Тема №5 "Профессии и рынок труда". 3 часа |
1. |
Факторы, влияющие на рынок труда |
Практическая работа "От чего зависит заработная плата?" |
Экскурсия в центр занятости населения г. Нерюнгри |
2. |
Разница между спросом на профессию и ее популярностью |
Исследовательский диалог по вопросам анкеты "Рынок и профессия" |
Домашнее задание: Составить список профессий, пользующихся популярностью в г. Нерюнгри |
3. |
Я.И.Кузьминов ректор ГУВШЭ "Престиж не профессий, а рейтингов ВУЗов" |
Лекция "Рынок – пропорции профессий, а государство – приоритеты профессий" |
Встреча с выпускниками гимназии |
Тема №6 "Личность и профессии". 5 часов |
1. |
Интеллектуальная игра "Создание коммерческой фирмы" |
Игра между командами 8-х классов |
Знать: свои способности, особенности своей личности, свои склонности. |
2. |
Мои профессиональные склонности и способности |
Анкетирование "Ориентация" |
Узнать свою личностную направленность на тип и класс профессий |
3. |
Уровень интеллектуального развития и профессия |
Практическая работа "Оценка профессиональной направленности личности" |
Рекомендации: "Тип профессии – тип характера" |
4. |
Характер и профессия |
Практическая работа. Характерологическая анкета |
Индивидуальные рекомендации |
5. |
Профессиональная направленность личности |
Лекция. |
Самооценка по типам (Климов) |
Тема №7 "Основные направления социально-экономического развития республики Саха". 4 часа |
1. |
Республика Саха – полноправный субъект РФ |
Лекция |
По книге М.Е.Николаева |
2. |
Территориально-производственные образования |
ГПФ, ГПУ, производственные специализации республики. |
Исследование спроса на различные профессии в республике |
3. |
Профессионально-образовательные учреждения республики Саха |
Лекция |
Профессии – спрос |
4. |
Приоритетные отрасли республики в ХХI веке |
Просмотр видео фильма "Саха – Якутия – Россия" |
Обсуждение |
Литература.
- Самоукин А.И., Самоукина Н.В. «С 17 выбор профессии: Путь к успеху.» Дубна:ООО «Феникс+», 2003. – 192с.
- Я.Ж. Жафяров «Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования»
- Л.А. Ефимова, зам. нач. по работе с СОШ ГУ – ВШЭ «Предпрофильная подготовка в ВУЗ»
- Элективные курсы в предпрофильной подготовке гимназистов. Эксперимент гимназии №87 г. Краснодар.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- М.А. Бендюков к.п.н., И.Л. Соломин «Диалоги о выборе профессии», С-П, «Рост», 2001г.
Программа предпрофильной подготовки гимназистов для 8 классов (14 часов)
№ п/п |
Темы занятий |
Формы и методы |
Результаты и рекомендации |
Тема №1 "Образование и профессии". 5 часов |
1. |
Закон Российской Федерации об образовании |
Диалог: "Кто собирается продолжить образование после школы? Кто – нет, и почему?" |
Знакомство учащихся со статьями конституции РФ об образовании |
2. |
Уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений |
Лекция – диалог: "Спланируй затраты на учебу: время; силы; деньги" |
Рекомендации по выбору направления, уровня и формы своего профильного обучения |
3. |
Формы профессионального обучения |
Лекция: "Виды образовательных учреждений и их стандарты". Диалог-анкета |
Умение выбирать необходимую информацию. Рекомендации – руководство по теме |
4. |
Характеристика профессий и их категории |
Работа в компьютерном зале: описание характеристик профессий; составление таблиц. |
Рекомендации о профессиях из единого тарифно-квалифицированного справочника России. |
5. |
Психологическая карта профессий |
Лекция. Составление психологической карты по предмету и характеру труда. |
Рекомендации по индивидуальной психологической карте. |
Тема №3 "Личность и профессии". 5 часов |
1. |
Интеллектуальная игра "Создание коммерческой фирмы" |
Игра между командами 8-х классов |
Знать: свои способности, особенности своей личности, свои склонности. |
2. |
Мои профессиональные склонности и способности |
Анкетирование "Ориентация" |
Узнать свою личностную направленность на тип и класс профессий |
3. |
Уровень интеллектуального развития и профессия |
Практическая работа "Оценка профессиональной направленности личности" |
Рекомендации: "Тип профессии – тип характера" |
4. |
Характер и профессия |
Практическая работа. Характерологическая анкета |
Индивидуальные рекомендации |
5. |
Профессиональная направленность личности |
Лекция. |
Самооценка по типам (Климов) |
Тема №2 "Основные направления социально-экономического развития республики Саха". 4 часа |
1. |
Республика Саха – полноправный субъект РФ |
Лекция |
По книге М.Е.Николаева |
2. |
Территориально-производственные образования |
ГПФ, ГПУ, производственные специализации республики. |
Исследование спроса на различные профессии в республике |
3. |
Профессионально-образовательные учреждения республики Саха |
Лекция |
Профессии – спрос |
4. |
Приоритетные отрасли республики в ХХI веке |
Просмотр видео фильма "Саха – Якутия – Россия" |
Обсуждение |
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
|