эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Клинов Александр Владимирович,
учитель биологии МОУ СОШ № 108, г. Пермь (id 119)
Материал: Интегрированный урок "Глаз, дефекты зрения и их коррекция"
Дата: 7 марта 2006 г.

 

Пояснительная записка.

Существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу. Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью человеческого познания (Макс Планк).

"Называя физику механикой молекул, химию физикой атомов и далее биологию - химией белков, я желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую, - следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность каждой", писал Ф. Энгельс.

Усвоение понятий данной науки происходит успешнее, если осуществляется их связь с понятиями другой науки.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Важным фактором для правильного использования межпредметных связей является:

  • Взаимодействие педагогов - предметников;
  • Обмен опытом между предметниками и учителями, осуществляющими применение межпредметных связей на своих уроках;
  • Коллективное решение общих проблем, предъявление единых требований к оформлению отдельных видов работ;
  • Методические объединения учителей естественнонаучного цикла;
  • Совместные проведения методических объединений с учителями других предметов.

Различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную).

Первая - предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов,

Вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.

В нашей школе уже более 10 лет применяется Модульно - рейтинговая информационная технология обучения (МРИТО), учителями разрабатываются предметные модули, в которых особое внимание уделяется двум аспектам: здоровьесбережение на уроке и межпредметные связи. В этом году администрацией школы поставлена задача "модернизировать" и разработать разноуровневые модули с дальнейшей заявкой на профильное обучение...

Не буду углубляться в суть технологии (много спорного материала опубликовано), постараюсь выделить главную (на мой взгляд), положительную мысль - МРИТО - явно даёт возможность на интенсификацию учебного процесса, а это дополнительное время на углубление, на "доводку" "задержавшихся", варианты пресловутой индивидуализации на дифференцированной основе, ...

Предлагаю Вашему вниманию интегрированный урок "Глаз, дефекты зрения и их коррекция", на который было отведено 2 урока (учебная пара):

 

Целеполагание:

  1. Почему от хрусталика зависит изображение, получаемое на сетчатке глаза.
  2. Вспомнить сопредельную тему курса физики «Линзы и их характеристики»
  3. Хрусталик – как собирающая линза и её характеристики (фокусное расстояние и оптическая сила)
  4. Как сохранить нормальное зрение.

Основная часть:

1. Работа с модулем + выполнение разноуровневых заданий по инструктивной карте вариант «I» (физическая часть)

  • Оценка деятельности учащихся, выявление лидеров и аутсайдеров
  • Физкульт. пауза!!!

2. Практическая часть:

  • Выполнение лабораторной работы (по инструктивной карте)
  • Вывод (практический выход в том, что хрусталик глаза – собирающая линза и изображение, получаемое на сетчатке глаза зависит от фокусного расстояния).

3. Перемена

4. Актуализация (опираясь на вывод из лаб. работы)

5. Сообщение + и его обсуждение...

6. Самостоятельная работа по инструктивной карте + выполнение по инструктивной карте (II) (биологическая часть)

7. Физкульт. пауза!!!

8. Обсуждение схемы + вывод (о дефектах зрения и возможности их коррекции)

9. Гигиена зрения (обращение к субъективному опыту + видеофильм)

10. Тест

11. Рефлексия

 

Лабораторной работа
"Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы".

Цель: Определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы. Выяснить, как происходит формирование изображения на сетчатке глаза.

Оборудование: Собирающая линза, экран, свеча, линейка.

Ход работы:

I. Физическая часть:

  1. Расположить вдоль одной прямой свечу, линзу, экран.
  2. Добиться на экране изображения характерного для условия d=2F (действительное, обратное, с сохранёнными размерами).
  3. Измерить расстояние от свечи до линзы и от линзы до изображения.
  4. Определить фокусное расстояние линзы.
  5. Рассчитать оптическую силу линзы D=
  6. Сделать вывод (о зависимости оптической силы собирающей силы от её фокусного расстояния).

II. Биологическая часть:

  1. Не секрет, что у многих людей проявляются проблемы зрения. Какие? и почему? (доклад «виды нарушений зрения»).
  2. Прочтите параграф №58 (А.С. Батуев) стр. 182 (раздел: Нарушения зрения).
  3. Продолжите составление структурно – логической схемы модуля, по применению линз используя понятия: Дефекты зрения (возрастные, врождённые), дальнозоркость, близорукость, коррекция с помощью линз.
  4. Вывод:
  5. Гигиена зрения (стр.185 + видеофильм)

Дополнительные задания

I. Физическая часть:

  1. 1. построить изображения в тонких линзах и охарактеризовать их для случаев:
    а) d<F; б) d=F; в) F<d<2F; г) d=2F; д) d>2F

II. биологическая часть:

  1. 1. подумайте и объясните:
    а) в каком случае глаз отдыхает при рассматривании близкого или далёкого предмета;
    б*) к каким последствиям привело бы помутнение хрусталика или вытекание из глаза жидкого стекловидного тела, свой ответ обоснуйте.

Проверка знаний - Тест
Вопрос Варианты ответа
1. Из чего состоит оптическая система глаза? А) хрусталик
Б) роговица
В) стекловидное тело
Г) водянистая влага передней и задней камеры
2. Оптическая сила линзы D=4 дптр, чему равно её фокусное расстояние? А) 0,025 м
Б) 0,25 м
В) 2,5 м
Г) 2,5 см
3. *Когда возникает близорукость? А) увеличение вертикальной оси глаза
Б) увеличение горизонтальной оси глаза
В) увеличение продольной оси глаза
Г) всё вышесказанное
4. Каким должно быть расстояние до глаза при чтении, письме? А) 10-12 см
Б) 30-35 см
В) свыше 40 см
Г) 10-20 см
5. *Определить оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет оптическую силу D=6дптр, а другая - фокусное расстояние F=25см? А) 0,1дптр
Б) 1 дптр
В) 10 дптр
Г) 5 дптр

Рисунок к доп. заданию - построить изображения в тонких линзах и охарактеризовать их:
рисунок к доп. заданию - построить изображения в тонких линзах и охарактеризовать их

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель