ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"
С организаторами можно связаться по адресу doob@eduland.ru.
Автор: |
Минина Зоя Борисовна,
к.б.н, методист по биологии и экологии ОМЦ СЗУО, учитель биологии гимназии № 1517, г. Москва (ведущая семинара) |
Материал: |
Элективный курс "Изображения растений и животных в геральдике" |
Дата: |
27 февраля 2006 г. |
Пояснительная записка.
Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Отдельные отрасли знаний – естественные, гуманитарные, технические – не формируют целостного представления об окружающем мире и поликультурной грамотности. Это может быть достигнуто только на основе интеграции естественных наук с историей и человеческой культурой.
Утвержденная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования (до 2010 г.) определила важнейшие задачи воспитания школьников. В их числе - сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование важнейших качеств личности (гражданской позиции, толерантности, патриотизма. (Письмо Минобразования РФ № 13-51-28/13 от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 8-9 классов, готовящихся выбрать как естественнонаучный, так гуманитарный профиль. Он может быть интересен также и для учащихся общеобразовательных классов, интересующихся историей. В рамках элективного курса учащиеся основной школы получают возможность актуализировать свои знания о биологии растений и животных, их видовом разнообразии, географическом распространении, о роли различных организмов в истории и культуре как зарубежных стран, так и России.
Цели курса: формирование у учащихся представлений о роли различных живых организмов в истории и культуре зарубежных стран и своей страны; воспитание патриотизма; создание условий для расширения кругозора и развития творческого потенциала личности.
Задачи курса:
- ознакомить учащихся с историей геральдики;
- обобщить знания учащихся об истории и культурных ценностях России, своего города;
- ознакомить учащихся с особенностями культуры и историей ряда зарубежных стран;
- развивать знания о биологии и биогеографии растений и животных;
- развивать нравственное отношение к природе и культурным ценностям человечества;
- формировать умения самостоятельно добывать знания, разрабатывать мини-проекты.
Основные формы и методы изучения курса – лекции, беседы, защита мини-проектов, групповая работа.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать государственные символы России и некоторых зарубежных стран;
- учащиеся должны знать биогеографию растений и животных, значение растений и животных в жизни России и некоторых зарубежных стран;
- учащиеся должны уметь определять систематическую принадлежность растений и животных по изображениям на гербах;
- учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, работать с научно-популярной литературой.
Курс рассчитан на 21 час (1 час в неделю). Предлагается для ведения в 8-9 классах.
Литература.
- Артамонов В.А. с соавт. Герб и флаг России. Х- ХХ века. М., 1997
- Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. М., 1974
- Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977
- Лакиер В.И. Русская геральдика. М., 1990
- Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР, тт. 1-3. М., 1974.
- Можейко И.В. с соавт. Государственная символика России. М., 2003
- Нидон Кристоф. Растения и животные. М., 1991
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, гимн, флаг. М., 2002
- Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Гимн. Флаг. М., 2002
- Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2002
- Фели Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Лек-ции |
Семи-нар |
Экс-кур-сии |
Форма контроля |
1. |
1. Символы государственного суверенитета
2. История российской государственной символики
3. Современная российская символика
4. Элементы герба
5. Происхождение Российского герба.
6. Эволюция герба в истории России |
6 |
4 |
2 |
- |
Тест |
2. |
7. Биогеография растений
8. Биогеография животных
9. Виды-эндемики
10. Фауна мира |
4 |
2 |
1 |
1 (зоо-логи-ческий музей) |
по билетам |
3. |
11. Растения на гербах
12. Значение растений в истории и культуре стран
13. Рыбы на гербах
14. Птицы на гербах
15. Млекопитающие на гербах
16. Значение животных в истории и культуре стран
17. Мифические персонажи не гербах |
7 |
2 |
5 |
- |
Защита мини-проектов |
4. |
18. Гербы Москвы
19. История герба Москвы
20. Растения и животные на гербах московских округов
21. Обобщающий урок |
4 |
1 |
2 |
1 (музей исто-рии Мос-квы) |
Творчес-кий отчет |
Вернуться к списку статей семинара 2006 г.
[Начало] [Участники] [Вопросы] [Ход олимпиады] [Семинар] [Результаты]
|