эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

ДООБ-2006: Сборник статей научно-практического семинара "Межпредметные связи в обучении биологии"

Автор: Минина Зоя Борисовна,
к.б.н, методист по биологии и экологии ОМЦ СЗУО, учитель биологии гимназии № 1517, г. Москва (ведущая семинара)
Материал: Элективный курс "Изображения растений и животных в геральдике"
Дата: 27 февраля 2006 г.

 

Пояснительная записка.

Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Отдельные отрасли знаний – естественные, гуманитарные, технические – не формируют целостного представления об окружающем мире и поликультурной грамотности. Это может быть достигнуто только на основе интеграции естественных наук с историей и человеческой культурой.

Утвержденная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования (до 2010 г.) определила важнейшие задачи воспитания школьников. В их числе - сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование важнейших качеств личности (гражданской позиции, толерантности, патриотизма. (Письмо Минобразования РФ № 13-51-28/13 от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 8-9 классов, готовящихся выбрать как естественнонаучный, так гуманитарный профиль. Он может быть интересен также и для учащихся общеобразовательных классов, интересующихся историей. В рамках элективного курса учащиеся основной школы получают возможность актуализировать свои знания о биологии растений и животных, их видовом разнообразии, географическом распространении, о роли различных организмов в истории и культуре как зарубежных стран, так и России.

Цели курса: формирование у учащихся представлений о роли различных живых организмов в истории и культуре зарубежных стран и своей страны; воспитание патриотизма; создание условий для расширения кругозора и развития творческого потенциала личности.

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с историей геральдики;
  • обобщить знания учащихся об истории и культурных ценностях России, своего города;
  • ознакомить учащихся с особенностями культуры и историей ряда зарубежных стран;
  • развивать знания о биологии и биогеографии растений и животных;
  • развивать нравственное отношение к природе и культурным ценностям человечества;
  • формировать умения самостоятельно добывать знания, разрабатывать мини-проекты.

Основные формы и методы изучения курса – лекции, беседы, защита мини-проектов, групповая работа.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать государственные символы России и некоторых зарубежных стран;
  • учащиеся должны знать биогеографию растений и животных, значение растений и животных в жизни России и некоторых зарубежных стран;
  • учащиеся должны уметь определять систематическую принадлежность растений и животных по изображениям на гербах;
  • учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, работать с научно-популярной литературой.

Курс рассчитан на 21 час (1 час в неделю). Предлагается для ведения в 8-9 классах.

Литература.

  1. Артамонов В.А. с соавт. Герб и флаг России. Х- ХХ века. М., 1997
  2. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. М., 1974
  3. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977
  4. Лакиер В.И. Русская геральдика. М., 1990
  5. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР, тт. 1-3. М., 1974.
  6. Можейко И.В. с соавт. Государственная символика России. М., 2003
  7. Нидон Кристоф. Растения и животные. М., 1991
  8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991
  9. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, гимн, флаг. М., 2002
  10. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Гимн. Флаг. М., 2002
  11. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2002
  12. Фели Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

Тематическое планирование:
№ п/п Тема урока Кол-во часов Лек-ции Семи-нар Экс-кур-сии Форма контроля
1. 1. Символы государственного суверенитета
2. История российской государственной символики
3. Современная российская символика
4. Элементы герба
5. Происхождение Российского герба.
6. Эволюция герба в истории России
6 4 2 - Тест
2. 7. Биогеография растений
8. Биогеография животных
9. Виды-эндемики
10. Фауна мира
4 2 1 1 (зоо-логи-ческий музей) по билетам
3. 11. Растения на гербах
12. Значение растений в истории и культуре стран
13. Рыбы на гербах
14. Птицы на гербах
15. Млекопитающие на гербах
16. Значение животных в истории и культуре стран
17. Мифические персонажи не гербах
7 2 5 - Защита мини-проектов
4. 18. Гербы Москвы
19. История герба Москвы
20. Растения и животные на гербах московских округов
21. Обобщающий урок
4 1 2 1 (музей исто-рии Мос-квы) Творчес-кий отчет

 

Вернуться к списку статей семинара 2006 г.

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель