эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чевелева Елена Егоровна, учитель биологии школы 1916 г. Москва
Тема: Классный час "От растения к лекарству"
Дата: 29 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию классный час "От растения к лекарству". Занятие проводит учитель и группа ребят, дополнительно подготовившееся к занятию.

Учитель: На территории нашей страны произрастает более 7000 видов высших растений. В народной медицине применяется около 800 видов, а в научной медицине используется всего около 200, включая не произрастающие на территории РФ виды : алоэ, каланхое, эвкалипт и т.п., с чем это связано?

Есть несколько путей на начальном этапе выбора -растения-объекта исследований. Первый путь ученые - ботаники, химики, медики изучают имеющуюся литературу, старые рецепты, травники, записи этнографов и выбирают наиболее перспективный на их взгляд объект.

Потом достают образец сырья этого растения и проверяют фармакологическую активность и если образец показал хорошую активность, то тогда в работу включается много специалистов разных направлений. Второй путь выбора перспективного растения-объекта.

Проведение химического скрининга многих сотен видов растений и при обнаружении необходимого химического соединения (алкалоидов определенной группы, эфирных масел, сердечных гликозидов и т.п.) растение передается на следующие этапы.

Ученик ботаник-ресурсовед. Проводя экспедиции по всей стране мы собираем образцы разных частей растения, в разную фазу вегетации и семена (посадочный материал) со всех частей ареала изучаемого растения.

Ученик химик-аналитик. Мы определяем содержание действующих веществ во всех присылаемых образцах, чтобы узнать какой орган растения наиболее пригоден для производства лекарств и в какой части ареала растение накапливает наибольшее содержание необходимых биологически активных веществ.

Ученик ботаник-ресурсовед. Если запасы сырья лекарственного растения в природе велики, то мы изучаем режимы заготовок, т.е. с какой периодичностью в каждой конкретной зоне необходимо производить заготовки, какую часть заросли можно изымать, чтобы не подорвать природные запасы.

Определяем регионы, где заготовка будет экономически эффективна. Если запасы растения в природе ограничены, то привозим ученым растеиеводам образцы семян и посадочного материала из разных регионов, мест произрастания.

Ученик ученый-растениевод. Мы высеваем и высаживаем все образцы семян и посадочного материала, привезенные из экспедиций, также заказываем семена этого вида по международному обмену из других ботанических садов России и мира.

При выращивании в культуре определяем биологические особенности роста и развития изучаемого вида, в т.ч. способность прохождения всех фаз вегетации, зимостойкость, урожайность сырья, устойчивость к вредителям и болезням., сроки и нормы посева и многое другое. Определяем какая популяция дает наибольшую урожайность сырья, с наибольшим содержанием биологически активных веществ в изучаемой зоне.

Ученик химик-аналитик. Мы определяем содержание действующих веществ в образцах, передаваемых учеными -растениеводами, для изучения динамики содержания биологически активных веществ, в зависимости от возраста растения, органа, популяции, фазы вегетации.

Ученик химик-технолог. Мы изучаем как лучше выделить действующие вещества из растений ( каким растворителем и в какой пропорции, каким методом и т.д.) и в каком виде их применять: настойки, экстракты, индивидуальные соединения.

Ученик медик-исследователь. Мы проверяем на животных (кролики, крысы, мыши) разные формы лекарств выделенных ученым химиком-технологом на их фармакологическую активность и токсичность.

Учитель. И вот мы подходим к финишной прямой. Ученые растениеводы создали сырьевую базу ( плантации) или ресурсоведы нашли промысловые районы заготовок, разработали режимы заготовок, ученые -медики отобрали наиболее эфективные и менее токсичные формы лекарств, сделанные учеными химиками.

Первые партии наработанного препарата проходят клинические испытания в нескольких больницах на людях. И в случае положительной оценки препарат, растение входит в арсенал научной медицины.

Как мы видим на это требуется до 10 лет и больше, а также большие финансовые затраты. Однако в этом случае в научной медицине будет получено разрешение на применение какого-то одного органа растения-цветки или почки или надземная часть или корни, т.е по которому получены положительные результаты.

Так например долгое время у облепихи лекарственным сырьем были плоды, используемые для получения облепихового масла однако в последнее десятилетие Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (вилар) сделал из листьев облепихи противовирусный препарат-гипорамин.

Ученик растениевод. Но это не все. С течением времени, если под лекарственное растение отводится все больше и больше площадей, если оно содержит ценные биологически активные вещества, то к работе приступают селекционеры. Правда в отличие от зерновых, плодовых и декоративных культур, где число сортов насчитывается сотни и тысячи по одной культуре, то у лекарственных растений в нашей стране рекордсменами являются облепиха и шиповник, но число сортов у них не более 30, у мяты перечной около десятка, а у зверобоя продырявленного, ромашки аптечной, календулы лекарственной, валерианы лекарственной, пустырника сердечного по 2-3 сорта.

Ученик медик- исследователь. Ассортимент лекарственных растений в научной медицине не постояненн, он все время меняется, часть видов исключается в связи с обнаруженной токсичностью или появлением болеее эффективных видов аналогичного терапевтического действия.

Так например ландыш майский входит во все государственные фармакопеи, начиная с I-ой и кончая XI-ой, действующей в настоящее время, а такие виды как мордовник обыкновенный и морозник краснеющий исключены из списка разрешенных к применению лекарственных растений. Зато за последние 20 -30 лет появились новые культуры: эрва шерстистая или пол-пала, маклейя сердцевидная.

Учитель. Мы видим, чтобы сделать растение официально разрешенным к применению или препарат из него нужен труд большого числа специалистов разного профиля. Поэтому число растений, применяемых в научной медицине меньше, чем в народной.

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель