эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Уфимова Ольга Андреевна, учитель биологии школа 4 г. Омска
Тема: Через игру и творчество - к знаниям.
Дата: 17 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Очень рада познакомиться с творческими людьми. Тема лекарственные растения очень актуальна. Здоровье учащихся постепенно ухудшается к выпуску из школы. Поэтому мы должны познакомить ребят с растениями, которые помогут им. Это можно делать в игровой форме, а также с применением наглядности. Особенно с применением гербария и иллюстраций, картинок, экскурсий в природу.

Необходимо развивать любознательность, любовь к природе, умение сохранить свое здоровье. Вот поэтому эта тема должна проходить целенаправленно по всем разделам биологии. Всегда есть ребята, которые увлекаются биологией.

Они помогут организовать интересную работу, а расширить кругозор помогут факультативные занятия индивидуальная работа. С интересом познакомилась с работой коллег и кое - что взяла на вооружение. Люблю использовать на уроках загадки, стихи, приметы, сказания и в этом мне охотно помогают ребята.

Примерное планирование занятий
по теме нашего проекта (6 класс)

Введение "Валеология - наука о здоровье".
Творческая работа "Растения - основной источник витаминов"

Загадки:

Это что такое:
В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно.

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый.
Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой,
Когда молод - зеленеет,
Когда постареет - жептеет.

Раздел 1: Общее знакомство с цветковыми растениями.
Тема урока. Экскурсия. Дикорастущие растения на пришкольном участке.

Творческая работа. Собрать гербарий растений, выяснить их значение.

Раздел 2. Конкурс " Дары осени " (овощи, фрукты).
Задание. Узнай и распредели по группам.

Раздеп 3: Корень.
Тема урока. Видоизменение корней.

Загадки:

Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь.

Кругла, а не шар.
С хвостом, а не мышь.
Черна, а иногда зелена.
На вкус очень горька.

Цвет бордовый,
Кругла, а не шар.
С хвостом, а не мышь.
Убирают осенью.

Раздел 4. Побег.
Тема урока. Побег и почки.

Творческая работа." Священное дерево всех народов, его лекарственное значение"
Предлагаются стихи ребят и доклад о березе.

Стихи:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Природа русская моя -
Она чудесней всех.
Зимой - бела, весной - светла.
А летом - краше всех.
Природа русская моя -
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей Земли.
(Ира Бусыгина. 6класс)

Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. В русской народной песне поется об этом дереве:

Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утешать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело - чистоту соблюдать.

Цель урока: познакомить с особенностью строения, легендами о березе у разных народов, значении для человека.(предлагается доклад, подготовленный Ершовым Севой, предлагается в следующем письме.)

Тема урока. Строение и функции листа.
Практическая работаю "Сбор листьев для гербария"
Творческая работа "Листья, каких растений используют для лечения заболеваний?"
Задание. "Найди пару" (картинки деревьев и листьев).
Творческая работа "Растения и очистка атмосферного воздуха"

Тема урока. Видоизмененные побеги.

Загадки

Цветок - напрасный,
Плод - опасный.
А поле все засажено.

Овощ этот очень крут
Убивает всех вокруг.
Кто его раздевает
Много слез проливает.

Раздел 5. Размножение растений.
Тема урока. Соцветия и их биологическое значение.

Игра. Зеленая аптека.

Оборудование - гербарий лекарственных растений,картинки, открытки. Плакат.

Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Они помогут вам ребята.

Творческая работа. Подбор материала с различными соцветиями. Их значение.
Творческая работа. Редкие и исчезающие растения.(подбор материала)

Тема урока. Образование плодов и семян.

Загадки.

В сенокос горька,
А в мороз сладка
Что за ягодка?
Вот синицы в холод
Поклюют немного
Бус моих промерзших
Зимою в непогоду.
(калина, рябина)

Приметы. Дождь на Акулину (7 апреля) - хороша будет калина, коль плоха яровина. Ячмень сеют, пока калина цветет. Поздний расцвет рябины- к долгой осени. В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.

Конкурс. " Найди пару" (сопоставить растения и их плоды, находящиеся отдельно друг от друга)

Черемуха (рисунок 1)
Клюква (рисунок 2)
Земляника (рисунок 3)
Черная смородина (рисунок 4)
Брусника (рисунок 5)
Черника (рисунок 6)
Облепиха (рисунок 7)

Раздел 6. "Растения и окружающая среда"
Тема урока. "Взаимосвязь растений и факторов среды"

Задание. Распределите растения по экологическим группам.

  1. Лес
  2. Пустырь, близ жилья
  3. Степь
  4. Болото

Растения: багульник болотный, белена черная, береза повислая, горицвет весенний, душица обыкновенная, земляника лесная, ива, калина обыкновенная, клюква обыкновенная, крапива,одуванчик лекарственный, подорожник.

Тема урока. " Весенние явления в жизни растений"
Задание. " Лекарственные первоцветы." Исключите лишнее.

Растения: Майский ландыш, болотный аир, алтей лекарственный, одуванчик лекарственный, василек синий, пустырник лекарственный, ромашка аптечная, горицвет весенний, сосна обыкновенная.

Раздел 7. "Многообразие и практическое значение цветковых растений."
(индивидуальные творческие работы)

  1. Знакомство с разнообразием деревьев
  2. Ядовитые растения.
  3. Культурные растения - целители организма человека.

Практическая работа.

  1. Приготовление отваров, настоев.
  2. Составление сборника " Растения и здоровье человека."

Тема урока. " Летние задания."
Выращивание лекарственных растений на дачных участках, фенологические наблюдения, сбор гербария.

Список использованной литературы:

  1. "Лекарственные растения Омской области" 1983г.
  2. Молдова Л.П. " Игровые экологические занятия с детьми" Минск. Асар1996г.
  3. "Сырые овощные соки" МЦ " Союз" г.Омск1990г.
  4. Рохлов В., Терешов А. и др. " Занимательная ботаника. " Аст- Пресс 1998г.

Отзыв Чухрий Ольги Юрьевны, учитель биологии НОУ школы Личность

Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель