Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Уфимова Ольга Андреевна, учитель биологии школа 4 г. Омска
Тема: Через игру и творчество - к знаниям.
Дата: 17 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Очень рада познакомиться с творческими людьми. Тема лекарственные растения очень актуальна. Здоровье учащихся постепенно ухудшается к выпуску из школы. Поэтому мы должны познакомить ребят с растениями, которые помогут им. Это можно делать в игровой форме, а также с применением наглядности. Особенно с применением гербария и иллюстраций, картинок, экскурсий в природу.
Необходимо развивать любознательность, любовь к природе, умение сохранить свое здоровье. Вот поэтому эта тема должна проходить целенаправленно по всем разделам биологии. Всегда есть ребята, которые увлекаются биологией.
Они помогут организовать интересную работу, а расширить кругозор помогут факультативные занятия индивидуальная работа. С интересом познакомилась с работой коллег и кое - что взяла на вооружение. Люблю использовать на уроках загадки, стихи, приметы, сказания и в этом мне охотно помогают ребята.
Примерное планирование занятий по теме нашего проекта (6 класс)
Введение "Валеология - наука о здоровье".
Творческая работа "Растения - основной источник витаминов"
Загадки:
Это что такое:
В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый.
Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой,
Когда молод - зеленеет,
Когда постареет - жептеет.
Раздел 1: Общее знакомство с цветковыми растениями.
Тема урока. Экскурсия. Дикорастущие растения на пришкольном участке.
Творческая работа. Собрать гербарий растений, выяснить их значение.
Раздел 2. Конкурс " Дары осени " (овощи, фрукты).
Задание. Узнай и распредели по группам.
Раздеп 3: Корень.
Тема урока. Видоизменение корней.
Загадки:
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь.
Кругла, а не шар.
С хвостом, а не мышь.
Черна, а иногда зелена.
На вкус очень горька.
Цвет бордовый,
Кругла, а не шар.
С хвостом, а не мышь.
Убирают осенью.
Раздел 4. Побег.
Тема урока. Побег и почки.
Творческая работа." Священное дерево всех народов, его лекарственное значение"
Предлагаются стихи ребят и доклад о березе.
Стихи:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Природа русская моя -
Она чудесней всех.
Зимой - бела, весной - светла.
А летом - краше всех.
Природа русская моя -
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей Земли.
(Ира Бусыгина. 6класс)
Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. В русской народной песне поется об этом дереве:
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утешать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело - чистоту соблюдать.
Цель урока: познакомить с особенностью строения, легендами о березе у разных народов, значении для человека.(предлагается доклад, подготовленный Ершовым Севой, предлагается в следующем письме.)
Тема урока. Строение и функции листа.
Практическая работаю "Сбор листьев для гербария"
Творческая работа "Листья, каких растений используют для лечения заболеваний?"
Задание. "Найди пару" (картинки деревьев и листьев).
Творческая работа "Растения и очистка атмосферного воздуха"
Тема урока. Видоизмененные побеги.
Загадки
Цветок - напрасный,
Плод - опасный.
А поле все засажено.
Овощ этот очень крут
Убивает всех вокруг.
Кто его раздевает
Много слез проливает.
Раздел 5. Размножение растений.
Тема урока. Соцветия и их биологическое значение.
Игра. Зеленая аптека.
Оборудование - гербарий лекарственных растений,картинки, открытки. Плакат.
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Они помогут вам ребята.
Творческая работа. Подбор материала с различными соцветиями. Их значение.
Творческая работа. Редкие и исчезающие растения.(подбор материала)
Тема урока. Образование плодов и семян.
Загадки.
В сенокос горька,
А в мороз сладка
Что за ягодка?
Вот синицы в холод
Поклюют немного
Бус моих промерзших
Зимою в непогоду.
(калина, рябина)
Приметы. Дождь на Акулину (7 апреля) - хороша будет калина, коль плоха яровина. Ячмень сеют, пока калина цветет. Поздний расцвет рябины- к долгой осени. В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.
Конкурс. " Найди пару" (сопоставить растения и их плоды, находящиеся отдельно друг от друга)
Черемуха (рисунок 1)
Клюква (рисунок 2)
Земляника (рисунок 3)
Черная смородина (рисунок 4)
Брусника (рисунок 5)
Черника (рисунок 6)
Облепиха (рисунок 7)
Раздел 6. "Растения и окружающая среда"
Тема урока. "Взаимосвязь растений и факторов среды"
Задание. Распределите растения по экологическим группам.
- Лес
- Пустырь, близ жилья
- Степь
- Болото
Растения: багульник болотный, белена черная, береза повислая, горицвет весенний, душица обыкновенная, земляника лесная, ива, калина обыкновенная, клюква обыкновенная, крапива,одуванчик лекарственный, подорожник.
Тема урока. " Весенние явления в жизни растений"
Задание. " Лекарственные первоцветы." Исключите лишнее.
Растения: Майский ландыш, болотный аир, алтей лекарственный, одуванчик лекарственный, василек синий, пустырник лекарственный, ромашка аптечная, горицвет весенний, сосна обыкновенная.
Раздел 7. "Многообразие и практическое значение цветковых растений."
(индивидуальные творческие работы)
- Знакомство с разнообразием деревьев
- Ядовитые растения.
- Культурные растения - целители организма человека.
Практическая работа.
- Приготовление отваров, настоев.
- Составление сборника " Растения и здоровье человека."
Тема урока. " Летние задания."
Выращивание лекарственных растений на дачных участках, фенологические наблюдения, сбор гербария.
Список использованной литературы:
- "Лекарственные растения Омской области" 1983г.
- Молдова Л.П. " Игровые экологические занятия с детьми" Минск. Асар1996г.
- "Сырые овощные соки" МЦ " Союз" г.Омск1990г.
- Рохлов В., Терешов А. и др. " Занимательная ботаника. " Аст- Пресс 1998г.
Отзыв Чухрий Ольги Юрьевны, учитель биологии НОУ школы Личность
Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии школа 599 г. Москвы
К списку статей...
|