эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: "Упоминание лекарственных растений в сказках - как это объяснить"
Дата: 15 апреля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число "волшебных" растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...

Есть такая наука - этноботаника. Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о "волшебных" растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там - любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах.

Гарри Поттер

А сказки и чудесные истории - веселые или страшные - любим мы все.

Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере - мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.

Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу "чародейских". Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру.

Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как "аленький цветочек"), о под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?

Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива. Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?

ива

Первым делом вспоминаются склоненные над водой "плакучие" ветви, белые пушистые шарики "вербы", ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев.

Однако у многих народов ива считалась "чародейским" деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали.

Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.

У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье - для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения.

Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь - от лихорадки при малярии.

ива

Кора ивы даже была названа "европейской хинной коры" за противопихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения - Salix. Одно из этих "чародейских" веществ сейчас знакомо всем - это ацетилсалициловая кислота, аспирин.

В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.

Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.

Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S. caprea) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря - Пальмового, а у нас - Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год - считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.

И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения - исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: "Ее выкосили, а она снова выросла", "Ива из тычка растет". И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.

Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж. Роулинг, - пожалуй, самое известное из волшебных, или самое "волшебное" из известных, - мандрагора.

Ученики Хогвардса на уроке травничества занимались пересадкой мандрагоры. Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом приступать к пересадке: даже совсем маленькая мандрагора, вынутая из земли издавала душераздирающий вопль, способный надолго лишить человека чувств. Крик же "взрослого" растения просто смертелен...

Изображение мандрагоры с плодами

Мандрагора считалась чудодейственным, магическим растением практически у всех знакомых с ней народов. В первую очередь это связано с необычным видом корневой системы, которая напоминает фигурку человека.

Мандрагору называли "прыгающим корнем", "корнем-человеком", "висельным человечком" и использовали в лекарственных и оккультных целях.

Предания и легенды тщательно охраняли мандрагору от посягательств "непосвященных". Считалось, что человек не должен прикасаться к корню голыми руками.

Нарушившему запрет грозило проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать корень из земли должна была собака, привязанная к растению за хвост.

Мандрагора в это время будто бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист (охотник за корнем мандрагоры) должен был, подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из земли корень нужно было облачить в бархатную рубашку и хранить в драгоценном ларце.

Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XIV в.)

Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XIV в.)

Мандрагора приносила счастливому обладателю богатство и славу, избавляла от болезней, помогала женщинам при родах, а также защищала скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка, что существовали даже многочисленные искусные подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни совсем других растений.

Древние немцы и арабы верили в мандрагор - маленьких духов, представленных в облике безбородых человечков, живущих в этих растениях... Во Франции мандрагору считали растением эльфов. У многих народов различали "мужские" и "женские" растения - их изображения можно найти в старинных травниках.

В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, за что ее называли "свечой дьявола" и считали растением колдунов и ведьм.

Древние римляне и египтяне приписывали корням и плодам мандрагоры свойство афродизиака Кусочки корня мандрагоры были обнаружены в древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней, наряду с 700 другими, лекарственными растениями, присутствует в знаменитом папирусе Эберса, который датируется 1700-1600 гг. до н.э. Упоминается мандрагора и в Библии.

Не обошли своим вниманием удивительное растение и авторы целого ряда литературных произведений разных времен. О мандрагоре говорится в "Одиссее" Гомера, в "Фаусте" Гете и в "Ромео и Джульетте" Шекспира, Знаменитый итальянский писатель и государственный деятель Макиавелли написал комедию "Мандрагора", в которой корень растения играет драматическую роль в жизни народа.

Однако помимо "волшебных", мифических качеств, мандрагора - растение семейства пасленовых - имеет и вполне реальные лекарственные свойства. Недаром научное название одного из видов растения - Mandragora officinarum - "лекарственная". Все части растения содержат алкалоиды гиосциамин и скополамин, обладающие болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще с древних времен мандрагору использовали для этих целей, а также как снотворное, о чем писали Гиппократ и Теофраст. В народной медицине настойка из корня мандрагоры применялось при коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и коклюше.

А вот плоды мандрагоры - шаровидные желтые или оранжевые "яблоки", в отличие от корня, снискали себе дурную славу как нечто крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с мандрагорой долгое время ядовитыми считались и плоды другого пасленового растения баклажана. Их называли "бешеными", или "безумными яблоками". Потребовалось не сколько сотен пет, чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое распространение.

Всего известно 5-6 видов мандрагоры, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага, произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica)

Крапива обыкновенная

Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается и самая обыкновенная крапива. Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий.

Полагали, что только юная невинная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться.

Греки считали крапиву афродизиоком, она являлась компонентом любовных напитков. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник - русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.

Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.

В современной официальной медицине препараты крапивы используются при нарушениях обмена веществ, ревматизме, астме, малокровии, атеросклерозе, как противолихорадочное и тонизирующее средство. При употреблении крапивы укрепляются стенки сосудов и повышается свертываемость крови.

Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, - "Дикие лебеди" Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы. Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В Х в. из нее делали холсты, канаты, шипи паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев - зеленый пищевой краситель.

Необычными, таинственными, представлялись нашим предкам - жителям умеренного пояса и все вечнозеленые растения. А уж если такое растение росло высоко над землей, на дереве, то оно явно обладало загадочными свойствами. Омела, имеющая столь необычный облик, издревле привлекала внимание людей - с ней также связано множество мифов и легенд.

"Чтили омелу галлы и италийцы - об этом известно еще из текстов Плиния Старшего. Друиды - так галлы называли своих кудесников - считали, что нет ничего священнее омелы, особенно если она произрастает на дубе. Срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: 8 шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железо, а сорванная - не коснуться земли."

В Европе омела была объектом суеверного поклонения с незапамятных времен. Веточки омелы, наравне с четырехлистным клевером и подковой, считались универсальными талисманами и оберегами, приносящими счастье и отгоняющими злых духов. Колдуны и знахари Средневековья приписывали омеле способность защищать от колдовских чар, о также считали ее универсальной отмычкой.

В Англии было принято давать корове после отела веточку омелы, чтобы защитить ее от ведьм, которые, по поверьям, портят молоко. Народы Западной Европы и поныне на Рождество подвешивают под потолком сорванные ветви омелы, чтобы год был удачным.

Кроме волшебных, омеле приписывались и лекарственные свойства. Врачи античного мира лечипи омелой "падучую" [эпилепсию), истерию, головокружения. Авиценна рекомендовал применять омелу для размягчения нарывов и опухолей.

В Ирландии и Шотландии из омелы готовили мазь для лечения ран, нанесенных холодным оружием. В настоящее время в официальной медицине препараты омелы используются лишь в нескольких странах (Испания, Франция, Чехия) в качестве средства, понижающего кровяное давление, при лечении атеросклероза.

Всего известно около 100 видов омелы. Распространенная и Европе омела белая (Viscum album) - вечнозеленый полукустарничек, полупаразит деревьев. Семечко омелы, попавшее на ветку дерева, прочно приклеивается к ней благодаря клейкому околоплоднику. Корешок семени проникает через кору и разрастается между корой и древесиной. Корневые присоски омелы не внедряются в древесину растения-хозяина, а как бы обрастают ею, получая из древесины минеральные соли и воду.

Органические вещества омела производит сама. Со временем на ветвях дерева образуется клубок из переплетенных побегов омелы, напоминающий шар, диаметр которого может достигать 1 м. Но растет омела медленно - чтобы образовать шор диаметром около полуметра, ей требуется не менее 30 лет. Плоды омелы охотно поедают Дрозды, которые и являются основными распространителями ее семян.

Нарцисс

Волшебным цветком считали наши предки и нарцисс. Не будем пересказывать здесь известную легенду про греческого юношу, влюбившегося в собственное отражение... В Исламе нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В Персии нарцисс считался цветком юности, на Востоке этот цветок - символ нового года, радости, удачи и счастливого брака.

Нарцисс

Нарцисс являлся также символом обещаний - влюбленный юноша преподносил своей избраннице букет белых нарциссов, источавших божественный аромат и навевающих романтические фантазии. В то же время нарцисс служил символическим изображением девушки, устраняющей соперниц.

Это вызвано, повидимому, тем, что цветки нарцисса, поставленные в одну вазу с другими цветами, убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед тем, как использовать их в букетах с другими растениями, следует выдержать в отдельном сосуде с водой не менее суток - пока они не выделят слизь.

Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне. Она имеет много разных названий - красавка, "сонная одурь", "бешеная ягода", "песьи вишни", "вишня сумасшедших" и - среди прочих - романтическое и зловещее "мать королева ядов".

Беладонна - родственник мандрагоры, а также картофеля и томатов... То есть принадлежит все к тому же "роковому" семейству пасленовых, давшему человечеству и "второй хлеб", и сильнейшие яды, и пищу для самых безудержных фантазии. Научное название белладонны - Atropa belladonna - происходит от имени Атропы, одной из трех мойр - греческих богинь судьбы.

Белладонна

А "belladonna" по-итальянски - "прекрасная женщина". В свое время женщины Италии и Испании закапывали сок белладонны в глаза, что приводило к расширению зрачка - глаза становились более выразительными.

Кроме того, соком ягод натирали щеки для придания им румянца. Так возникла слава растения, придающего женщинам красоту. Отсюда и русское "красавка".

Белладонна содержит значительное количество алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была одним из первых растений, из которого были выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г.

В настоящее время красавка культивируется для промышленного получения лекарственного сырья. Препараты на основе ее алкалоидов используются как спазмолитические, болеутоляющие, отхаркивающие, успокоительные средства.

Болиголов

Однако в древности широкого распространения в медицине растение не получило - из-за сильной ядовитости. Иное дело, если нужно было приготовить отраву...

Кроме того, благодаря сильному воздействию на нервную систему, белладонна в Средние века считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Воины в Древней Германии перед сражениями выпивали настой красавки для придания себе боевого духа.

Алкалоиды красавки вызывают сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию полета, из-за чего это растение было составной частью знаменитой "мази ведьм", действие которой описал в "Мастере и Маргарите" Михаил Булгаков.

Конечно, намазав тело даже самой лучшей из волшебных мазей, вряд ли удастся реально оторваться от земли, но вот испытать подобное ощущение.

Болиголов

Кроме ягод красавки в состав снадобья входили и другие ядовитые растения, особым способом приготовленный экстракт которых мог вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию парения в воздухе - например, болиголов (Conium maculatum).

Помимо колдовских мазей это очень ядовитое растение семейство зонтичных служило составной частью любовных "отворотных" зелий или просто использовалось в качестве отравы.

Вербена

Традиционным элементом приворотных зелий была трава вербены (Verbena сем. Губоцветные). Друиды считали, что вербена способна исцелить от всех болезней, ее почитали священной древние греки и римляне.

Кельты использовали ее для заклинаний и заговоров.

Вербена

Христиане называли вербену "крестной травой", считая, что она была полита кровью распятого Спасителя.

Существовало поверье, что сок вербены способен помочь в исполнении любых желаний, наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым против холодного оружия, о также является противоядием против укусов змей.

 

Кроме травянистых, магические свойства приписывали и древесным растениям. Из их древесины изготавливали волшебные палочки и посохи, амулеты; толченую кору и измельченные листья добавляли в снадобья; использовался для прорицания и защиты от злых духов и дым от сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из древесины ясеня - "дерева мира" - изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было изготовлено, по легенде, копье бога света - Одина.

Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб. Он придавал силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Лещина считалась деревом, в которое "не бьет гром", крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов.

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель