Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Вирютина Марина Васильевна, учитель биологии гимназии 75, г. Омск
Тема: Урок "Здравствуй милая картошка"
Дата: 3 апреля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Предлагаю вашему вниманию пояснительную записку к урокe из раздела "Классификация цветковых растений" и темы "Семейство Пасленовые". Как и любой урок v этот урок начинается с подготовки:
-
подготовить выступления учащихся;
-
оформить кабинет: плакаты с пословицами и поговорками ("Картошка хлеб бережет", "Клади картошку в окрошку, а любовь в дело", "Ель и береза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда", "Картофель - второй хлеб");
-
подобрать литературы для выставки;
-
составить вопросы для викторины;
-
выпустить специальный бюллетень с полезными и занимательными сведениями о картофеле (в нем могут быть такие разделы: памятники картофелю, это полезно знать, советы юным кулинарам).
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Первый ученик выступает с сообщением по теме "Родина картофеля".
3. Второй ученик - "Исторический путь картофеля по странам Европы" (Испания, Франция, Индия, Иран, Китай, Голландия, Россия)
4. Третий ученик - "Значение картофеля".
5. Четвертый ученик - "Лечебная сила картофеля".
Картофель обладает лечебными свойствами. Свежеприготовленный картофельный сок издавна применялся в народной медицине, как хорошее средство против изжоги, при лечении гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. При заболеваниях верхних дыхательных путей, сопровождающихся упорным сухим кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции, а свеженатертую картофельную кашицу используют при лечении ожогов и экземы.
Широко применяется в народной медицине картофельный крахмал. Принимают его в виде киселя при отравлениях, как средство обволакивающее и защищающее слизистую оболочку желудка. Используют в виде присыпки, сухих компрессов.
Картофель применяется в лечебном питании, как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он полезен при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы.
6. Пятый ученик "Современные сорта картофеля. Великие ученые - селекционеры".
7. Вопросы викторины.
-
Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (Петр I, из Голландии)
-
Когда прошли картофельные бунты в России? (1842 год, после указа Николая I об обязательной посадке картофеля)
-
Назовите способы размножения картофеля. (Клубнями, частями клубня, глазками, ростками, черенками, отводками, ростовыми черенками, семенами.)
-
Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Клубень - не корень, это подземный побег.)
-
К какому семейству относится картофель. Докажи. (Семейство Пасленовые)
-
Почему подмороженные клубни картофеля v сладкие? ) В них крахмал превращается в сахар.)
-
Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (На свету часть крахмала в клубнях превращается в соланин. Употреблять его в пищу нельзя, т.к. он ядовит.)
-
Какие условия необходимы для хранения клубней картофеля? (Оптимальные условия для зимнего хранения создаются при температуре +2-4 С0 и относительной влажности воздуха хранилища 85-90%.
-
При каких заболеваниях желудочно-кишечного тракта помогает сырой картофель.
-
Солями какого химического элемента богат картофель? Для лечения какого органа они необходимы? (Калий. Почки.)
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Васиной Марины Александровны, учитель биологии школы 114 г. Москва
Отзыв Чухрий Ольги Юрьевны, учитель биологии НОУ школы Личность г. Москва
К списку статей...
|